Бернар БЕРТОССА: мы хотим, чтобы в банках Швейцарии были чистые деньги (Интервью Генерального прокурора кантона Женевы Бернара БЕРТОССА)

“...счет на имя Кажегельдина имеется, и я не передаю приветов незнакомым людям”

(Интервью Генерального прокурора кантона Женевы Бернара БЕРТОССА)

Уважаемый господин Бертосса, я благодарю Вас, за то, что согласились встретиться со мной и ответить на некоторые вопросы.

Благодаря зарубежной прессе, Интернету и некоторым независимым СМИ нашей республики казахстанцы информированы о проводимом Вами расследовании, связанном со счетами в швейцарских банках некоторых высокопоставленных чиновников Казахстана включая счета президента Нурсултана Назарбаева. Скажите, пожалуйста, насколько продвинулось следствие и есть ли какие-то новые подробности в этом деле, о которых можно сообщить без ущерба следствию?

Расследование требует много времени. Мы хотим, чтобы в банках Швейцарии были чистые деньги и нам необходимо доказать, что на заблокированных нами счетах находятся средства, поступившие в результате криминальной деятельности. Имеются серьезные сложности в добывании доказательств, так как ни правительство, ни Генеральная прокуратура Казахстана не оказывают нам никакой помощи в этом расследовании. Они лишь утверждают, что деньги легальные и все законно. Речь идет о деньгах, поступивших от американских нефтяных компаний. От Америки пока нет ответа о том, нарушены ли законы США в результате перечисления этих сумм.

— Обращалось ли правительство Казахстана к Вам или к правительству Швейцарии с какими-либо ходатайствами или вопросами, связанными с данным расследованием?

Есть адвокат, представляющий интересы Казахстана. Перед ним поставлена задача доказать принадлежность этих счетов казахстанскому государству.

— Чьи еще счета имеются в швейцарских банках, кроме счетов президента Нурсултана Назарбаева?

Это счета двух бывших премьер-министров Казахстана – Кажегельдина и Балгимбаева, а также детей Балгимбаева.

Господин Бертосса, в прошлом году в одной из казахстанских газет было опубликовано интервью с Вами. Из него следует, что у Кажегельдина не имеется никаких счетов в швейцарских банках. Помнится, там говорилось о том, что Вы очень уважаете господина Кажегельдина и даже просили передать ему привет…

Это какая-то ошибка. Такой счет на имя Кажегельдина имеется, и я не передаю приветов незнакомым людям.

(По сведениям газеты “Уолл-Стрит джорнэл”, Джеймс Гиффен, ближайший советник и “главный кассир” Н. Назарбаева, перечислил в 1997 г. на счет А. Кажегельдина 6 млн. долларов. Адвокаты бывшего премьер-министра подтвердили тот факт, что в 1997 г. перевод в размере 6 млн. долларов поступил их клиенту, однако он попытался от него избавиться и отправить деньги обратно. Из слов адвокатов следует, что это ему не удалось — Авт.).

Можете ли Вы назвать еще каких-то чиновников Казахстана или их родственников, у которых имеются аналогичные счета?

Расследованием занимается целая команда, но у меня нет под рукой всех документов, и я не помню всех фамилий, у которых имеются счета, но они есть.

— Возможно, Вам будет интересно услышать о том, что недавно назначенный на должность премьер-министра Казахстана господин Тасмагамбетов выступил перед депутатами нашего парламента, и это показали по национальному телевидению. Отвечая на запрос депутатов Абдильдина и Сорокина о счетах президента Назарбаева, он сказал, что есть такой счет, но распоряжаться им имеет право только правительство Республики Казахстан. Он привел два примера, когда с этого счета снимались крупные суммы денег. В первом случае для выплаты долгов по пенсиям, а затем еще раз для предотвращения финансового кризиса в республике…

Я не знаю, о каких счетах говорил казахстанский премьер-министр, но после того, как нами были заблокированы счета тех лиц, о которых я уже говорил, никаких движений денежных средств по ним не было.

— Скажите пожалуйста, если следствие докажет криминальное происхождение счетов, возможно ли возвращение этих денег Казахстану?

Видите ли, доказать криминальность их происхождения очень сложно. Договоры, которые заключались между Казахстаном и американскими нефтяными компаниями находятся в Казахстане, а не здесь. И как я уже говорил, у нас, к сожалению, нет сотрудничества с вашим правительством и прокуратурой. Это серьезная проблема в расследовании. Если мы не сможем доказать криминальность их происхождения мы будем вынуждены разблокировать эти счета. Но если даже следствие докажет, что деньги на этих счетах оказались в результате коррупционной деятельности вашего правительства, то их возврат в Казахстан возможен только в том случае, если это коррумпированное правительство уйдет с политической арены. Решение будет принимать правительство Швейцарии. Мы, как прокуратура можем иметь отношения только с прокуратурой Казахстана.

И последний вопрос, который бы я хотела Вам задать, господин Бертосса. Насколько верна информация о том, что Вы скоро уйдете с должности Генерального прокурора кантона Женевы, а тот человек, который придет вместо Вас якобы не намерен также активно и глубоко расследовать дело, о котором мы говорим? В журналистских кругах Женевы активно обсуждается слова будущего прокурора о том, что Швейцария до 30 процентов прибыли имеет только от банковской деятельности и поэтому намерен уделять больше внимания тому, чтобы в банки страны не поступали деньги от наркоторговли.

— Действительно, я буду работать до конца мая и затем перейду на другую работу. Но следствие по банковским счетам казахстанских чиновников будет продолжено. В этом расследовании задействовано очень много сотрудников, и то, о чем вы только что сказали, невозможно. Кто бы ни пришел на должность прокурора после моего ухода, он сделает все возможное для того, чтобы расследовать это дело до конца.

— Спасибо, господин Бертосса за интервью и желаю Вам успехов.

***

P.S. Выражаю искреннюю благодарность госпоже Лоранс Дионе, президенту швейцарского отделения “Репортеров без границ”, за организацию данного интервью и Рите Муракатете, любезно согласившейся принять в нем участие в качестве переводчика.