Конституция 1995 года определила новую роль прокуратуры в жизни нашего общества. По замыслу авторов Основного Закона, ей отведена роль государственного обвинителя в судебных процессах и защитника прав граждан. Однако реалии показывают: чем меньше прав у прокуратуры, тем больше она ими пользуется. И уж искать защиты прав у прокуратуры сегодня решится разве только человек, которому от природы дано воевать с ветряными мельницами. Ибо наша прокуратура трактует закон так, как это необходимо ей. При этом всегда получается так, что защищается государство или государственные органы, но никак не конкретный человек и его права и свободы.
Право на свободу понимается в нашей стране своеобразно. Скажем, Конституция гарантирует гражданам право на свободу шествий, митингов и демонстраций. А действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на реализацию этого права. В результате проводить митинг или нет, определяет акимат, а не граждане. Акимат же, как правило, запрещает проведение митингов, особенно тем политическим партиям или общественным объединениям, которые могут выступить с критикой власти. Примером двойных стандартов нашего общества может служить недавнее происшествие в Алматы.
Алматинский филиал РНПК (Республиканской народной партии Казахстана) обратился в акимат южной столицы с просьбой о проведении митинга в честь памяти жертв политических репрессий 31 мая у памятника Чокану Валиханову перед зданием Академии наук. Однако получил очередной отказ на свою просьбу. Но активисты партии все же решили собраться, чтобы почтить память репрессированных и выразить несогласие с той политикой, которая проводится сегодня властями в отношении тех, кто выступает оппонентами действующему режиму. Но не успели митингующие развернуть плакаты и транспаранты, как у памятника появились полицейские. До этого момента сотрудники полиции скапливались на площади перед памятником, вероятно, в ожидании указаний. Очевидно, получив их, они бросились к организатору митинга Нурлану Бакирланову и попытались увезти его в Медеуский РОВД. Когда Бакирланов попросил объяснить, почему его пытаются забрать, майор полиции Бахыт Жетибаев, являющийся начальником отдела общественной безопасности, заявил, что он нарушает закон. На мой вопрос, какой именно закон нарушается, ведь согласно Конституции, граждане имеют право на шествия, митинги и демонстрации, майор сразу не смог ответить. Нурлан Бакирланов заявил, что он проведет сначала митинг, а потом уже отправится с полицией.
Видимо, решив не связываться с журналистами, которых к тому времени собралось уже немало, полицейские отступили. Но не успел Бакирланов сказать о том, что политические репрессии имеют место в нашей жизни и сегодня, полицейские появились вновь.
Несколько активистов были усажены в автобус и их повезли в Медеуский РОВД. Отправилась с ними и я, поскольку меня интересовало, а какие меры будут предприняты дальше. В кабинете капитана полиции Йошара Шабанова, куда завели нас, появились двое сотрудников в штатском, представившихся сотрудниками прокуратуры Медеуского района. На мою просьбу назвать фамилии и объяснить, в чем обвиняют задержанных, прокурорские работники велели полицейским вывести меня из кабинета. Мне пришлось уйти.
Позже Нурлан Бакирланов сообщил мне, что их отвезли в Медеуский суд, где судья на основании ст. 373 ч. 1 Кодекса об административных правонарушениях обвинил их в проведении несанкционированного митинга и присудил денежный штраф на сумму 4115 каждому из шести активистов РНПК.
Интересно, что в митинге не участвовали люди, именующие себя демократическими лидерами. Если они были против проведения несанкционированного митинга, то следовало бы остановить своих товарищей и не подвергать их риску. Это первое. А второе состоит в вопросе, на кого работает Алматинский акимат? Если на президента, то почему не поддерживает главу государства в его стремлении создать демократическое государство?.. Воспрепятствование проведению митинга в память жертв политических репрессий 30-х годов в канун первого саммита СВМДА бросает тень на имидж Нурсултана Назарбаева как демократического лидера. Наверное, сотрудники акимата не понимают этого, так же, как и работники Медеуской прокуратуры, препятствующие журналисту исполнять свой профессиональный долг. Кто-кто, но работники прокуратуры должны знать ст. 352 Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой воспрепятствование журналисту исполнять профессиональный долг и не предоставление информации наказывается административным штрафом в размере 50 расчетных показателей. К слову, когда в тот же день автор этих строк попыталась выяснить по телефону в Медеуской прокуратуре, кто присутствовал на несанкционированном митинге на площади перед зданием Академии наук, то в ответ просто бросали трубку. По сравнению с прокурорскими работниками полицейские Медеуского РОВД были вежливы и не скрывали ни своих фамилий, ни должностей.