Рейтинги пресс-служб министерств и крупных национальных компаний

В преддверии профессионального праздника работников СМИ компания “КОМКОН-2 Евразия” провела экспертный опрос 48 журналистов ведущих казахскоязычных и русскоязычных газет, телеканалов и информационных агентств. Темой опроса являлась оценка журналистами работы пресс-служб министерств и крупных национальных компаний.

В ходе опроса выяснилось, что чаще всего журналисты черпают информацию из новостных лент информационных агентств (52% от общего числа опрошенных). Второе место – за неофициальными источниками, имеющими доступ к интересующей информации (14,6%). И лишь на третьей позиции — сообщения пресс-служб, информацией которых чаще всего пользуются 8,3% респондентов. 6,2% отметили, что большей частью извлекают интересующую их информацию при неформальном общении с коллегами. Также в качестве источников информации назывались пресс-клубы и собственная сеть информаторов и ньюсмейкеров.

В своей работе большинство опрошенных журналистов достаточно часто прибегают к помощи пресс-служб, что видно из диаграммы 1:

ДИАГРАММА 1

\"\"

Более половины опрошенных (66,7%) считают, что пресс-службы иногда бывают полезны в получении и подтверждении информации. Видимо, именно сомнениями в оперативности и максимальной открытости ведомственных пресс-служб вызван тот факт, что менее 1/10 части опрошенных журналистов называют пресс-службы регулярным и надежным источником информации (см. выше). Только 12,5% придерживаются точки зрения, что пресс-службы постоянно помогают журналистам в их работе. 8,3% респондентов, исходя из собственного опыта, склонны считать, что пресс-службы только препятствуют журналистам в получении информации; 2,1% высказались еще более категорично, заявив, что пресс-службы вообще не нужны. 4,2% затруднились с ответом.

Респондентов попросили оценить, изменилось ли качество работы пресс-служб за последние 2-3 года. 50% журналистов отметили, что качество работы изменилось в лучшую сторону; 31,2% полагают, что никаких изменений за этот период не произошло; 10,4% находят в работе пресс-служб изменения исключительно в худшую сторону.

Журналистам было предложено оценить работу пресс-служб министерств и ведомств, а также некоторых крупных национальных компаний по 5-балльной шкале, в которой “1” означает “крайне неудовлетворительную работу”, а “5” — “высокопрофессиональную”. По результатам оценок затем выводился средневзвешенный балл (см. таблицу 1):

Таблица 1. Рейтинги пресс-служб

Пресс-служба Национального банка РК

4,1

Пресс-служба Казатомпрома

3,58

Пресс-служба Правительства РК

3,52

Пресс-служба Казтрансгаза

3,51

Пресс-служба Казахтелекома

3,42

Пресс-служба Мажилиса

3,41

Пресс-служба Министерства обороны

3,37

Пресс-служба Президента РК

3,34

Пресс-служба Сената

3,29

Пресс-служба КЕГОК

3,29

Пресс-служба Казмунайгаза

3.27

Пресс-служба Казтрансойла

3,26

Пресс-служба Министерства иностранных дел

3,19

Пресс-служба МКИОС

3,17

Пресс-служба Министерства внутренних дел

3,05

Пресс-служба Казахстан Темир Жолы

3,03

Пресс-служба Министерства транспорта и коммуникаций

2,97

Пресс-служба Министерства труда и соц. защиты населения

2,95

Пресс-служба Министерства здравоохранения

2,92

Пресс-служба Министерства науки и образования

2,87

Пресс-служба Министерства государственных доходов

2,85

Пресс-служба Министерства финансов

2,83

Пресс-служба Министерства энергетики

2,83

Пресс-служба Министерства юстиции

2,76

Пресс-служба Министерства экономики

2,67

Пресс-служба Комитета национальной безопасности

2,63

Пресс-служба Министерства сельского хозяйства

2,04

Как видно из таблицы, наименьшие рейтинги у пресс-служб ряда министерств, тогда как аналогичные информационные структуры в крупных национальных компаниях оцениваются журналистами как более профессиональные и открытые. Скорее всего, это связано не с недостатком профессионализма у пресс-секретарей казахстанских министерств, а с самой сложившейся системой получения информации от правительственных структур. Общеизвестно, что любая информация, исходящая из стен того или иного государственного ведомства, проходит многочисленные ступени утверждения, и к моменту своего выхода успевает либо устареть, либо обрасти всевозможными слухами и домыслами. И пока эта практика будет действовать, вряд ли стоит ожидать от представителей пресс-служб быстрого реагирования на запросы журналистов. Именно из-за этой практики многие работники СМИ имеют свои личные контакты в государственных структурах, через которые они получают достоверную и оперативную информацию, что подтверждается результатами опроса (14,6% от общего числа опрошенных). Однако не может не радовать то обстоятельство, что половина респондентов отметили улучшения в работе пресс-служб за последние 2-3 года (см. выше). Это позволяет надеяться на то, что рано или поздно отношения между журналистами и пресс-службами будут построены на основе взаимного доверия, оперативности в предоставлении данных и отсутствии намеренного искажения информации в угоду кому-либо.