Гульжан Ергалиева: “Абсолютно очевидно, что закон заказной”

\"\"

Гульжан Ергалиева, независимый журналист, отвечает на вопросы нашей газеты.

— Ваше отношение к закону о партиях?

— Как любой здравомыслящий человек, к этому закону отношусь отрицательно: в смысле конституционных норм он противозаконен, с нравственной стороны, если говорить о форме его принятия, безнравственен.

Абсолютно очевидно, что закон заказной, заранее была запланирована система его лоббирования и заложенные в него нормы, кроме того, он имеет определенную цель: уничтожить реальные оппозиционные партии и сократить число партий в Казахстане. Тем самым власть намерена расчистить себе поле деятельности.

С принятием этого закона остановится развитие политической системы, развитие общественного мышления и гражданского общества. Он создан для проведения очередной компании с огромным преимуществом пропрезидентских партий, которые являются проводниками существующего режима.

Закон ставит конкретную задачу: уничтожение, истребление всех неугодных оппозиционных партий. Этим законом власть расчищает себе дорогу, следующий ее шаг – меняется закон о выборах, вводится квота, допустим, не 10 мест по партийным спискам, а 50% , и таким образом, без боя, очень спокойно собираются места в парламенте, потому что далеко не все партии успеют к тому моменту зарегистрироваться.

Спешка в принятии этого закона очевидна — в стране уже назрел внутриполитический кризис, выстраивается логическое звено: сейчас судят лидеров ДВК, исчезают независимые СМИ, которые были лояльны к Демвыбору принимается закон о партиях, потом проводятся выборы. Сейчас власть пытается всеми усилиями взять контроль над ситуацией в стране: над законодательной и исполнительной властью, над местными органами, судами, правоохранительными органами. Это единственный выход у власти сегодня сохранить себя и иметь возможность управлять ситуацией в стране.

— Какие меры предпримут партии, если закон будет подписан?

— Я разговаривала с лидерами нескольких партий: у всех отношение к этому закону резко отрицательное — все в недоумении, многие возмущаются. Сейчас лидеры партий будут думать о том, как теперь проходить перерегистрацию.

Я думаю, многие партии задумаются об объединении: прежде всего, левая оппозиция, которую и без того в Казахстане активно преследуют, приходится работать в нечеловеческих условиях, а теперь с принятием этого закона выдвигаются еще более тяжелые условия. Что же касается партий патриотов, Ак жол, то они, возможно, самодостаточны по количеству, но теперь встает вопрос, какие интересы они будут представлять, потому что закон рассчитан на уничтожение в обществе инакомыслящих, чтобы не дать им возможности участвовать в политической жизни Казахстана.