20 июня в городе Джалал-Абад, на юге Кыргызстана, состоялась очередная конференция Узбекского национально-культурного центра по Джалал-Абадской области. В работе конференции принимали участие около 500 делегатов, в том числе приглашенные из Ошской и Баткенской областей.
На конференции было высказано несколько резких претензий в адрес политического руководства страны. По словам президента вышеупомянутого центра Кадыржана Батырова и других делегатов конференции, в новом правительстве нет ни одного представителя узбекской национальности, до минимума сокращены их представители в исполнительной власти областного и районного уровня. Также при создании избирательных округов по выборам депутатов в парламент республики не учтены интересы узбекского народа. В связи с этим ни один узбек не был избран в депутаты Жогорку Кенеш Кыргызской Республики от Джалал-Абадской области.
Узбеки, проживающие в Кыргызстане, хотят также, чтобы их родной язык получил статус государственного языка в республике. Такое предложение было включено в обращение к вышестоящим инстанциям, принятое по итогам конференции.
По мнению экспертов, когда в Джалал-Абадской области сторонники депутата Азимбека Бекназарова вот уже полгода проводят акции протеста, подобные требования могут спровоцировать межнациональные столкновения. В Кыргызстане хорошо помнят события двенадцатилетней давности.
В те страшные дни июня 1990 года межнациональное противостояние между кыргызами и узбеками, не сумевшими поделить часть земли, закончилось тем, что с обеих сторон погибло более двухсот человек. Итогом этой розни, вошедшей в историю под названием Ошских событий, стало то, что был нанесен удар многовековой дружбе двух братских народов и произошла смена руководства страны. Пришедший тогда к власти президент Аскар Акаев объявил о политике равноправия всех народов страны и выдвинул лозунг “Кыргызстан – наш общий дом”. Однако еще рано говорить о том, что проблема межнациональных отношений в стране решена.
Особенно волнуют узбеков перекосы в кадровой политике нынешнего руководства Кыргызстана. Вот что сказал по этому поводу депутат Жогорку Кенеша Алишер Сабиров: “По данным последней переписи населения Кыргызстана в 2000 году, по численности узбеки уже занимают второе место, обогнав русских. Конечно, принцип представительства узбеков во властных структурах не должен соблюдаться механически и формально. Но в тех районах, где узбеки составляют большинство населения, мы можем рассчитывать на то, чтобы в руководящем составе данного региона было больше узбеков
”.По словам Сабирова, по этому поводу от его избирателей поступает очень много тревожных жалоб и писем, в которых поднимается вопрос: почему в правоохранительных, судебных и фискальных органах очень мало лиц узбекской национальности?
У заместителя главы Ошской областной государственной администрации Омурбека Алманбетова иное мнение по этому вопросу.
“Если человек, будь он русский или узбек, достоен занять то или иное место, никаких препонов в нашей стране ему не ставится. К примеру, узбек по национальности Сахабиддин Тургунов руководит Араванским районом нашей области, председатель областного кенеша у нас также узбек. Я думаю, вопрос этот в большей мере надуманный, у нас достаточно примеров, подтверждающих мои слова”, – утверждает Алманбетов.
Журналист радио “Азаттык” (RFE/RL) Айданбек Акматов тоже не согласен с тем, что граждан узбекской национальности нет в структурах власти. В качестве примера он ссылается на Жогорку Кенеш страны, в составе которого есть несколько депутатов-узбеков.
“Разве можно сравнить положение узбеков в Кыргызстане с положением кыргызов в Узбекистане? Там наши сородичи вынуждены вообще скрывать свою национальность, они не могут получать образование на своем языке, развивать культуру или требовать предоставления мест во властных структурах”, — заявляет он.
Учительница узбекской средней школы-гимназии № 8 города Ош Гульчехра Сабитова поделилась с контрибьютором IWPR своими тревогами по поводу подготовки будущих кадров узбекской национальности. “Для того чтобы устроиться на работу, недостаточно одного узбекского языка, ведь он используется достаточно активно только на уровне области. Поэтому мы в своей школе обращаем большое внимание на изучение кыргызского и русского языков”, — говорит она.
Выпускники узбекских школ Кыргызстана не имеют возможности поступать в вузы Узбекистана. Если же кто-то и поступает, то не может после его окончания остаться там работать. “Мы и Узбекистану не нужны!” – с обидой говорит Гульчехра Сабитова.
Политический аналитик Международной группы по предотвращению кризисов, среднеазиатский офис которой расположен в Оше, Сания Сагнаева считает, что узбекская молодежь не скрывает своего недовольства нынешним устройством страны и несправедливостью при подборе кадров.
“Одной из главных причин своего вступления в подпольную партию “Хизб утТахрир”, в планы которой входит создание исламского халифата в Центральной Азии, узбеки называют то, что государство не предоставляет их народу достаточно мест во властных структурах”, – говорит Сания Сагнаева.
Между тем, как только стало известно, что узбекская диаспора готовится 23 июня провести митинг, чтобы выдвинуть несколько требований к руководству страны, в том числе и кадровые, власти начали удовлетворять просьбы узбекского населения.
“Специалисты узбекской национальности всегда ценились и назначались на высокие руководящие посты. Вот недавно Вахиджана Эргашева назначили председателем госпредприятия “Айылтехсервис”, Анвару Турсунову дали пост председателя Государственного комитета по строительству и архитектуре, а Бахтияра Фаттахова назначили замминистра по делам местного самоуправления и регионального развития, заместителем губернатора Джалал-Абадской области тоже назначен узбек”, — говорит государственный секретарь Осмонакун Ибраимов. По его словам, руководство страны уделяет достаточное внимание проблемам представителей нетитульных наций, пытается своевременно и в полном объеме решать все вопросы, в том числе и кадровые. Он также добавил, что, вероятно, отдельные силы, используя непростую ситуацию в стране, подталкивают представителей узбекской национальности к выдвижению таких требований. Но, кто они — эти нездоровые “третьи силы”, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки в стране, сегодня никто не может сказать. Председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Калык Иманкулов заявил журналистам, что “это могут быть и представители Исламского движения Узбекистана, которые рассеялись по странам региона, и реакционные члены партии “Хизб утТахрира”, и третьи страны”.
Требования узбекской диаспоры, высказанные 20 июня, были восприняты общественностью страны неоднозначно. Многих беспокоит мысль о том, что если акции протеста в Джалал-Абаде будут продолжаться, то некоторые слои общества могут прибегнуть к более радикальным действиям, что может угрожать суверенитету и территориальной целостности Кыргызстана.
На заседании Собрания народных представителей Жогорку Кенеша 25 июня первый вице-премьер Курманбек Осмонов призвал представителей всех ветвей власти задуматься над тем, как разрядить ситуацию. В конце заседания депутаты приняли обращение к президенту Аскару Акаеву с просьбой категорически запретить обсуждение идеи формирования состава правительства по национальному признаку.
Вот что сказал контрибьютору IWPR по этому поводу депутат Жогорку Кенеша, председатель немецкой диаспоры в Кыргызстане Валерий Диль: “Я всегда выступал против формирования правительства по национальному признаку. А придание узбекскому языку статуса государственного создаст в республике прецедент, и это даст повод другим народам, живущим в стране, выдвигать подобные требования. Требования Узбекского национально-культурного центра по Джалал-Абадской области я считаю абсурдными
”.По мнению депутата Ишенбая Кадырбекова, власти уже создали такой прецедент, придав русскому языку статус официального. С ним абсолютно не согласен председатель СНБ Калык Иманкулов: “Русский язык принят в качестве официального не потому, что в стране много русских живет, а потому, что все национальности Кыргызстана общаются друг с другом на русском языке
”.По мнению депутата Таалайбека Абдылдаева, нетитульные нации в последнее время стали злоупотреблять хорошими намерениями президента Аскара Акаева, провозгласившего политику равноправия всех народов Кыргызстана. “Что будет твориться завтра в стране, если каждая диаспора будет требовать все что угодно? Сегодня просят должность, завтра — землю, а потом скажут, что хотят отделить Джалал-Абадскую область от Кыргызстана и присоединиться к Узбекистану. Я думаю, надо остановить такие нездоровые игры, тем более, когда в стране сложилась непростая
ситуация в связи с аксыйскими событиями”, — говорит Абдылдаев.Как стало известно, правительство не собирается идти на дальнейшие уступки. По словам первого вице-премьера Курманбека Осмонова, отдельные требования узбекской диаспоры, в частности, придать их родному языку статус государственного или официального языка, не выполнимы. Об этом он сказал в беседе с контрибьютором IWPR.
А премьер-министр Николай Танаев на пресс-конференции заявил, что правительство готово рассмотреть любые предложения представителей узбекской национальности и выполнить их, за исключением “амбициозных требований”, намекая, что поднимать вопрос о повышении статуса узбекского языка нет необходимости.
23 июня узбеки не вышли на митинг, но он был перенесен на более поздний срок в связи с событиями на юге страны. По словам вице-президента Узбекского национально-культурного центра Кыргызстана Тахира Садыкова, “не все вопросы, поднятые узбекской диаспорой, решены властями страны
…”.