Трое сотрудников Службы национальной безопасности Узбекистана арестованы за применение пыток, повлекших за собой смерть подследственного.
Обстоятельства смерти 24-летнего Алимухаммада Мамадалиева получили широкую огласку в международных СМИ. По мнению многих наблюдателей, пытавшие Мамадалиева сотрудники СНБ были отданы под суд с единственной целью – защитить репутацию Узбекистана в глазах мирового сообщества. Международная правозащитная организация “Хьюман Райтс Вотч” называет ситуацию с правами человека в Узбекистане “плачевной”. Лишь военно-техническое сотрудничество страны с США начиная с осени прошлого года сделало многое происходящее в Узбекистане достоянием международной общественности.
Это второй в Узбекистане случай осуждения сотрудников правоохранительных органов, но впервые на скамье подсудимых оказались офицеры СНБ – оплота национальной безопасности страны.
Мамадалиев был арестован по подозрению в членстве в запрещенной исламской организации “Хизб ут-Тахрир”. Он скончался после нескольких часов пыток и избиений. Тело выбросили в канал, а родственникам сообщили, что Мамадалиев бежал из-под стражи.
Военный суд признал виновным в убийстве Мамадалиева начальника отделения СНБ города Маргилан Ферганской области Хамидхожу Саидова и приговорил его к 15-ти годам лишения свободы в колонии строгого режима по статье “Превышение служебных полномочий, повлекшее за собой смерть человека”. Старший лейтенант, оперативник того же отделения СНБ Абдушукур Мирзаев и старший лейтенант Бобур Фазылов осуждены по той же статье на 15 и 5 лет лишения свободы соответственно.
По данным Независимой организации по правам человека Узбекистана (НОПЧУ), за последние 3 года в Узбекистане во время следствия погибло около 50-ти подследственных, но пока зарегистрировано всего два случая, когда сотрудники силовых ведомств понесли наказание. Председатель НОПЧУ Михаил Ардзинов заявил, что приветствует решение суда. “Иногда справедливость все же торжествует”, — сказал Ардзинов.
Однако тот факт, что суд был закрытым и к нему не проявили интереса местные СМИ, говорит, по мнению Ардзинова, о том, что власти Узбекистана не хотят предавать подобные процессы публичной огласке, что могло бы стать примером неминуемости наказания для всех сотрудников спецслужб, превышающих свои служебные полномочия.
По данным следствия, 4 ноября 2001 года в 5.30 утра в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводившихся против членов исламской организации “Хизб ут-Тахрир”, был задержан Алимухаммад Мамадалиев, находившийся с сентября 1999 года на учете в органах милиции по подозрению в членстве в этой организации.
Алимухаммад Мамадалиев, 1977 года рождения, отец 2-х детей, уроженец поселка Дурмень Охунбабаевского района Ферганской области, был доставлен в отделение СНБ в городе Маргилан, где майор Саидов и старший лейтенант Мирзаев начали выбивать из него нужные им показания и признания. Несмотря на угрозы и пытки, Алимухаммад Мамадалиев отказывался признать себя членом партии “Хизб ут-Тахрир”.
По материалам судебного разбирательства, сотрудники СНБ усадили Алимухаммада на стул и начали бить дубинкой по ногам, затем они стали наносить удары по его груди, а потом по пяткам. Не получив нужных показаний, старший лейтенант Мирзаев положил Алимухаммада на пол лицом вниз и стал бить по затылку ногами. Подследственный начал кричать, звать на помощь, и тогда сотрудники СНБ решили сделать перерыв и сходить пообедать. Вернувшись с обеда в 13.30, они нашли Алимухаммада лежащим в коридоре без движения. Он был мертв. По данным судебно-медицинской экспертизы, Алимухаммад Мамадалиев скончался от перелома 1-го и 2-го шейных позвонков в результате сильных ударов и травмы спинного мозга. Убедившись в смерти подследственного, начальник отделения СНБ Саидхожа Саидов приказал Мирзаеву и Фазылову избавиться от тела, выбросив его в Ферганский канал.
По словам Гуломиддина Мамадалиева, отца погибшего, в день ареста сына он дважды побывал в отделении СНБ города Маргилан. В первое его посещение сотрудники СНБ обещали, что уже к обеду Алимухаммад вернется домой, но он не пришел. Тогда в отделение СНБ поехал старший брат, но ему сказали, что Алимухаммад сбежал из-под стражи и наверняка уже находится где-то на военной базе Исламского движения Узбекистана. Не поверив услышанному, Гуломиддин Мамадалиев снова поехал в СНБ. “Мне там также сказали, что Алимухаммад сбежал к террористам на белой машине “Тико””, — вспоминает старший Мамадалиев. “Я не поверил, что мой сын мог бежать из-под стражи и без паспорта, без денег уехать из страны. Он никогда не состоял ни в какой организации и никуда не планировал ехать”. С этого дня Гуломиддин Мамадалиев начал собственные поиски сына. Ему помогла одна женщина, которая случайно стала свидетельницей того, как какого-то человека без сознания, в одежде, похожей на одежду Алимухаммада, положили в белую машину “Тико”.
В течение месяца Гуломиддин Мамадалиев обошел с фотографией сына всех владельцев белых машин “Тико” в области, каждые три дня посещал все областные морги, писал письма в Генеральную прокуратуру Узбекистана в Ташкенте, в аппарат президента, в Кабинет министров, в военную прокуратуру. Наконец, 2 декабря 2001 года в канале “Бачкир” Учкуприкского района Ферганской области был обнаружен труп мужчины, в котором Гуломиддин Мамадалиев опознал своего сына.
Решение суда, по мнению Гуломиддина Мамадалиева, оказалось менее суровым, чем он ожидал. Он намерен подать апелляцию, так как считает, что суд, приговорив сотрудников СНБ к длительному сроку заключения, оставил им все же возможность попасть под амнистию и выйти на свободу досрочно.
“Я хочу, чтобы этот случай стал уроком для всех сотрудников правоохранительных органов, чтобы они прекратили воровать наших сыновей, как кроликов, и перестали делать из них террористов”, — сказал Гуломиддин Мамадалиев.
“Они убили моего ни в чем не повинного сына, который честным трудом кормил свою семью. Как раз накануне задержания он, перевыполнив план по хлопку, получил благодарность от хокима района. А теперь его уже не вернешь”, — закончил свой печальный рассказ Гуломиддин Мамадалиев.