Открытое письмо депутата мажилиса парламента

“СМИ пестрят жалобами, что сотрудники полицейских органов незаконно вторгаются в жилища, производят несанкционированные обыски, изъятия имущества, задержания и аресты, подглядывают и подслушивают без законных на то оснований. Теперь и прокурорам… будет предоставлено такое же право, но без всякого контроля”

Средствам массовой информации, всем кого это заинтересует

Уважаемые дамы, господа, товарищи!

Пятнадцать лет назад на Пленуме ЦК Компартии Казахстана один наш известный поэт, обращаясь к Г.Колбину, сказал: “Геннадий Васильевич! Вы словно Прометей зажгли огонь, чтобы светить путь народу, а вот кое-кто пытается на нем пожарить для себя яичницу!” Был ли Колбин для Казахстана Прометеем, история дала уже свою оценку. Но поэт был однозначно прав в том, что приспособленцы в окружении партийного вождя в трудное для людей время извлекали для себя выгоду. В истории человечества подобных примеров множество. Нравы человечества не изменились. Непростое время переживает наша страна и сейчас. Естественно то, что и у нас люди ведут себя по-разному, особенно те, кто обладает властью, хотя внешне все выглядит прилично.

Я решил обратиться к вам, к самой компетентной аудитории страны, ибо я увидел как чиновники, обладающие колоссальными властными полномочиями уже не пытаются пристроиться, а хотят ситуацию подстроить под себя, чтобы общественная жизнь развивалась по их понятиям. Но чтобы все выглядело легитимно, они стремятся свои желания воплотить в законы. Речь идет о руководителях генеральной прокуратуры и о проекте Закона Республики Казахстан “О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора”.

Так, в конце прошлого года правительство направило вышеназванный документ на рассмотрение Мажилиса. Законопроект специфичный, можно сказать, чисто юридический. У нас в Мажилисе достаточно представлены юристы, бывшие работники судов, прокуратуры, ученые. Обычно мимо них и “муха не пролетит” без соблюдения положений регламента работы, не говоря уже о требованиях закона. Мы депутаты, не юристы, полагаясь на обычную принципиальность своих коллег юристов, надо честно признаться, подключились к обсуждению и работе с данным законопроектом в самый последний момент. Но что я увидел, меня потрясло: многие мои коллеги, кого я считал самыми принципиальными и бескомпромиссными, вдруг сникли. Они не устояли перед натиском разработчиков, руководителей генеральной прокуратуры, бывшего нашего коллеги, бывшего бизнесмена, заместителя генерального прокурора республики Асхата Даулбаева. Надо прямо сказать, многие депутаты оказались уязвимы: кто-то работал в бизнесе, а сейчас члены семьи, близкие продолжают их дела. В этом мне честно признались некоторые из них. А кое-кто из коллег не устоял перед просьбами этой грозной структуры по другим мотивам. Правда, я не со всеми беседовал.

На меня произвело удручающее впечатление податливость моих “принципиальных” коллег еще и потому, что мы параллельно обсуждали законопроекты о ветеринарии, о семеноводстве, и по которым состоялись довольно жесткие дебаты, хотя проблемы, их острота были не соизмеримы с противоречиями законопроекта о прокурорском надзоре.

На мой взгляд, отдельные предложения данного законопроекта идут вразрез со стратегическим курсом, провозглашенным Главой государства, по дальнейшему укреплению демократических институтов в стране, упрочению сложившегося баланса ветвей власти, верховенства законов и, закрепленного в Конституции Казахстана, равенства всех перед законом и судом.

Большинством голосов законопроект был принят на заседаниях обеих палат и направлен на подпись к Президенту. Осознавая свою историческую ответственность, 25 депутатов Парламента обратились в Конституционный Совет за разъяснениями на предмет соответствия статей законопроекта Основному Закону Республики Казахстан.

Направляя вам текст, принятого Мажилисом и Сенатом законопроекта, я решил поделиться и некоторыми своими соображениями по поводу отдельных его положений.

1. В законах РК “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и “О пожарной безопасности” большими полномочиями “запрещать”, “приостанавливать” в случаях нарушения санитарных правил и норм, мер противопожарной безопасности обладают должностные лица Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной противопожарной службы. Зачастую в жизни многие нормы и правила нарушаются, и потому труженики этих ведомств: врачи, ветеринары, химики, биологи, пожарники — имеют неограниченные возможности закрыть любой магазин, базар, стройку, промышленный объект. Стало естественным и то, что объекты “закрываются” и “открываются”, а недостатки, прописанные в нормативных актах, остаются. Нарушители, практически, никогда не ссорятся с авторами предписаний и в суд на них не подают, а просто, как принято сейчас говорить, “отмечаются” перед авторами предписаний. Ставки и тарифы общеизвестны. На этих же принципах, в основном, “нарушители” строят свои взаимоотношения и с другой проверяющей, контролирующей братвой. В конечном итоге, денежные ручейки, образуя целые финансовые потоки, исправно текут в карманы чиновников.

На вопрос \»Что делать?\» Президент страны ответил на последнем совещании с руководителями правоохранительных органов: соблюдать законность, углублять проводимые реформы правоохранительной системы государства. Но руководители Генеральной прокуратуры поняли указания Главы государства по-своему – настало время расширить свои полномочия. В соответствии с новыми дополнениями в соответствующие законы СЭСы и пожарники обязаны в течение 24 часов письменно уведомить прокурора о принятых ими решениях. А следующее новое дополнение звучит так: “Получив уведомление… прокурор проверяет законность произведенных действий и в случае их незаконности отменяет меры запретительно-ограничительного характера своим постановлением”.

С точки зрения правовой логики, норм Конституции, заложенных в ст.75, желание прокуратуры поставить себя над всеми, и судом, в том числе, не объяснить. Как не объяснить и то, каким образом и в соответствии с какими процедурами прокурор будет определять законность произведенных действий. Учитывая, что часть 4 ст.75 Конституции прямо гласит: “…Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается”, то желания прокуроров оперативно принимать решения объяснимы только с точки зрения базарно-барахольной логики.

При принятии данного законопроекта будет логичным продолжить правовую “реформу” и возложить на Генерального прокурора обязанности Главного санитарного врача и Главного пожарника Республики Казахстан, упразднив соответствующие уполномоченные государственные органы.

2. Дополнение в ст.6 Указа Президента “О прокуратуре РК” дает прокурору право, в случае не исполнения в добровольном порядке его постановлений и предписаний, вынести постановление о принудительном исполнении требований. А в Закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” в перечень исполнительных документов включено постановление прокурора о принудительном исполнении его требований.

Мы все помним призывы Главы государства к гражданам: идти за правдой в суд и только суд, а не к начальству, Президенту. По мнению действующих судей и прокуроров, эти два дополнения перемещают всю судебную систему на задворки прокуратуры.

В отсутствие законных процедур принудительного исполнения постановлений прокурора, надо полагать, что все сведется к оперативному “разруливанию” проблем. Прокурорские акты – это быстрые суды или, иными словами, забытые “тройки” и “ревтрибуналы”.

3. Новыми дополнениями в УПК и ГПК расширен круг должностных лиц, имеющих право приостанавливать судебные решения.

Если иметь в виду, что до 50% судебных решений не исполняется, то очень трудно понять логику разработчиков законопроекта в свете укрепления законности. Здесь явно проглядывается желание прокуратуры, ее выходцев из бизнеса, сводить на нет “не нужные” решения судов при лоббировании интересов “своих” подопечных.

4. Провозглашенные Конституцией права человека и гражданина на неприкосновенность его личности, жилища, частной жизни, собственности должны оберегаться всеми законами, независимо от “великих” идей, которые преподносятся в альтернативу.

СМИ пестрят жалобами, что сотрудники полицейских органов незаконно вторгаются в жилища, производят несанкционированные обыски, изъятия имущества, задержания и аресты, подглядывают и подслушивают без законных на то оснований. Теперь и прокурорам под флагом “борьбы с нарушением прав человека” будет предоставлено такое же право, но без всякого контроля.

Уверен, что данный проект Закона – ничто иное, как политическая демонстрация прокуратуры. Демонстрация того, что она не особо желает доказывать в необходимых случаях свою правоту в суде.

С уважением,

С.Абдрахманов.