Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов – ГЕРОИ нашего времени

“… если наберемся терпения, можем оказаться свидетелями того, как обвинительная сторона и суд могут сделать политически убийственную для казахстанских властей ошибку, которую те же власти, исходя из инстинкта самосохранения, тут же мгновенно превратят всего лишь в самоубийственный ход для соответствующих государственных юристов”

Безумству храбрых поем мы песню!

М. Горький. Песнь о соколе

Удивляюсь времени и себе! Удивительна и парадоксальна страна, в которой мы живем! С каждым днем все больше растет ощущение того, что живешь в каком-то Зазеркалье. Чем хуже становится жить, чем больше, например, растут коммунальные платежи населения, тем больше власть трещит о том, что “жизнь становится лучше, жить становится веселей!”. Вслед за властью те же пропагандисты из партии “Отан” или Гражданской партии подтверждают, колотя себя в грудь, — “Да, мы можем подтвердить, что жить мы стали лучше”. И мы, вслед за ними можем подтвердить, что ОНИ стали жить лучше. Но не МЫ!

Кто такие эти олигархи по своему существу? Для нас, людей старшего и среднего поколения, они – ненавистные для нас буржуи. Конечно, за десять лет мы стали гораздо терпимее к этим буржуям, толерантными, кажется, это называется. К тому же мы начитались Михаила Булгакова и насмотрелись на нашего земляка Владимира Толоконникова и при всем уважении к его актерскому таланту не хотим походить на его Шарикова во всех отношениях, в том числе и в отношении к буржуям. Помните, как он играл на балалайке и пел: “Подходи, буржуй, глазик выколю! Глазик выколю, другой останется, чтобы знал, говно, кому кланяться!”.

Мы, воспитанные на классовых принципах пролетарской культуры, не только умели ненавидеть буржуев, но они в наших эстетических представлениях неизменно выглядели эдаким “глупым пингвином”, который только и умеет прятать “тело жирное в утесах”. Разумеется, он должен быть в очках, как, например, Мухтар Аблязов, чтобы, наверное, лучше считать свои денежки. И наоборот, рабочего и весь остальной угнетенный люд мы представляли мускулистыми богатырями, а булыжник, как основное “оружие пролетариата”. Так — в нашем сознании было! Но что же мы видим сегодня, если еще окончательно не потеряли свое сознание? А мы видим весьма удивительные перемены! Все происходит с точностью до наоборот. Те же буржуи, то есть олигархи, на поверку оказались своим “телом”, то есть духом, вовсе не разжиренно-рыхлыми. И когда власть попыталась их припереть к стене, то они и вовсе продемонстрировали такую твердую мускулистость своего ума и духа, что невольно возникла уже обратная угроза того, что не они окажутся раздавленными, а власть может заполучить ощутимую брешь в своей стене, которая все больше начинает проявлять свою гнилость.

Что же касается нашего мускулистого рабочего и иного угнетенного люда, то мы видим, что именно они предпочитают прятать тело худосочное в утесах. Вместе с цепями! Боятся, наверное, их потерять!

Глядя на все эти перемены, я удивляюсь и самому себе. Несмотря на мое пролетарское происхождение и марксистско-ленинскую закваску, мне все больше начинают нравиться эти героические буржуи-олигархи и все меньше начинает нравиться наш пролетариат. Конечно, я еще не дошел до состояния профессора Преображенского из булгаковской повести “Собачье сердце”, который очень даже сильно не любил пролетариат…

Вместе с тем, следует признать, что все эти “нравится, не нравится, любит, не любит” являются весьма субъективными понятиями. Поэтому есть смысл рассмотреть и объективную сторону рассматриваемой ситуации. И действительно, разве могли даже в дурном сне тем же Мухтару Аблязову и Галымжану Жакиянову лет пять тому назад привидеться такие обстоятельства, которые от них будут требовать героизма и мужества. При этом я вовсе не собираюсь подвергать сомнению или умалять их личное мужество. Оно у них существует объективно и поэтому бесспорно не только для меня, но и для всего казахстанского общества. Но почему сегодня именно они выступают истинными героями нашего времени, а не, например, рабочие Иванов, Сидоров или Кекилбаев с их мускулистыми руками?

Существует политическая аксиома, что время, как магнит, на авансцену исторической действительности выдергивает тех или иных людей, делая их этим историческими личностями. Конечно, если бы Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов не были бы сделаны из “железа”, то “время-магнит” так и не смогло бы вырвать их из общего слоя обывателей. Поэтому они являются ГЕРОЯМИ с большой буквы, Героями по своему качеству. При этом следует иметь в виду, что таких, как они, достаточно много. Но одни находятся пока под толщей политического мусора, других успели засыпать так, что пока на воздействие внешнего магнитного поля они не могут реагировать ощутимыми внешними “телодвижениями”. Но внутри тех и других происходит соответствующая поляризация магнитных силовых линий, которые только и ждут соответствующих условий, чтобы проявить себя. Что очень важно и существенно!

Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова можно смело назвать героями НАШЕГО ВРЕМЕНИ! Именно нашего, а не вчерашнего времени. Они сами, еще не став историей, уже стали историческими личностями, что не является результатом игры случая, а есть результат некой закономерности, и эта же закономерность с железной необходимостью будет вслед за ними выталкивать на поверхность политической борьбы с коррумпированной и авторитарной властью других, таких же, как они.

Что же касается “времени-магнита”, то время, как известно, является объективной формой существования материи. А магнитом его делают обстоятельства, складывающиеся в нашем, казахстанском, пространстве, являющемся также объективной формой существования и развития этих обстоятельств. Сущностью же этих обстоятельств является исторически неотложная потребность совершения достаточно радикальных политических и экономических реформ в Казахстане, которые развернули бы движение страны и общества в цивилизованном направлении, вместо сегодняшнего курса на феодализм с казахским лицом. Таким образом, привязавшись к пространственно-временному континууму, мы соблюли главное требование к объективности исследования интересующих нас обстоятельств.

Однако любое, даже самое удачное, сравнение хромает! И в нашем случае не видно, что же является главной причиной того, что делает наше время именно таким, а не иным магнитом? Вместе с тем, за ответом на поставленный вопрос, тем более в связи с делом Аблязова и Жакиянова, и ходить, оказывается, далеко не надо. Достаточно всего лишь привести цитату из Открытого письма Мухтара Аблязова к демократической общественности под названием “Скоро наш народ обретет свободу”. Начало цитаты: “В политику я пошел потому, что, обладая знаниями о положении дел в стране, почувствовал, какую угрозу будущему страны и народа представляет авторитарный режим. Он выстроен на личной преданности, взаимной коррупции и презрении к любым законам. Этот режим презирает честь, справедливость, права человека. Он бесконечно лжет и сам в конце концов верит в свою ложь…

За то, что я выступил против авторитарного режима,… меня решено обвинить и осудить.

…Я готов к испытаниям. …Наша борьба не заканчивается, она только ширится и принимает новые формы. Находясь в заключении, я понял, что в этой борьбе нет места компромиссам. Мы должны пойти дальше и открыто провозгласить свои цели. Они просты: демократия, справедливость для каждого, свободы для всех”.

Что же касается содержания уголовного обвинения, выдвинутого против него, то оно просто нелепо и поэтому абсолютно не заслуживает более детального раскрытия. Гораздо интереснее и существеннее то, КАК власти пытаются спасти свое лицо в связи с разваливающимся на глазах уголовным делом против Мухтара Аблязова, политическая сущность которого уже является очевидной не только для его сторонников, но даже и для его противников. Конечно же, уголовное преследование Аблязова и Жакиянова является грубейшей ошибкой казахстанских властей. Но еще большей их ошибкой являются их нервные попытки исправлять старые ошибки и реагировать на новые вызовы. Так, власти не нашли ничего лучшего, как запретить доступ к судебному процессу адвоката Аблязова известного и авторитетного американского юриста Чарльза Бота, у которого после этого не осталось никакого сомнения в политической подоплеке “дела” Мухтара Аблязова. В этой связи так и напрашивается соответствующее сравнение из шахматной жизни. Известно, что ошибку может допустить не только слабый, но и сильный шахматист. Но между ними существует принципиальная разница. Так, слабый шахматист, увидев свою допущенную ошибку, тут же бросается исправлять ее и нередко совершает при этом так называемый самоубийственный ход. Сильный же шахматист в аналогичной ситуации делает все для того, чтобы максимально компенсировать ущерб от своей предыдущей ошибки. Насколько знаю, Мухтар Аблязов отлично играет в шахматы. И его поведение в ходе судебного процесса показывает, что он практически не делает ошибок. Чего не скажешь о казахстанских властях, которые олицетворяются прокурором и судьей, каждый последующий ход которых слабей предыдушего. Так что мы, если наберемся терпения, можем оказаться свидетелями того, как обвинительная сторона и суд могут сделать политически убийственную для казахстанских властей ошибку, которую те же власти, исходя из инстинкта самосохранения, тут же мгновенно превратят всего лишь в самоубийственный ход для соответствующих государственных юристов. Поэтому пожелаем Мухтару Аблязову и Галымжану Жакиянову здоровья и терпения — ума им не занимать! – и тогда, рано или поздно, говоря китайским языком, они дождутся того, что “труп” их обвинения проплывет перед ними. Но самое главное в том, что они не одиноки! Они осветили для других дорогу вперед, их соколиная песня услышана всеми, она разгибает колени уставших и вселяет отвагу и твердость в сердца сомневающихся.