Суд над Жакияновым. День девятый

В четверг, 25 июля, день начался с ходатайств защиты и традиционного их отклонения судьей Тарасенко. Адвокат Тулеев просил суд еще раз допросить эксперта Калмухаметову в связи с тем, что она при проведении экспертизы опиралась на законы, не существовавшие на момент сделки по передислокации складов. “Хотелось бы увидеть Калмухаметову, чтобы она дала показания, касающиеся своей экспертизы, и выяснить, почему она ввела суд в заблуждение”, — сказал Тулеев. Защита также заявила суду ходатайство либо о привлечении к уголовной ответственности эксперта, либо дисквалификации и постановке вопроса о лишении ее лицензии. Петр Своик отметил, что данную экспертизу нельзя считать независимой, потому что она находится в ведении министерства юстиции, а значит, ее назначает то же руководство, что и МВД и прокуратура. “Если принять во внимание то, что это заказной политический процесс, то ни о какой объективной экспертизе не может быть и речи”, — добавил защитник. Как и следовало ожидать, Тарасенко отклонил этот иск, мотивировав тем, что эксперты допрашивались достаточное, на его взгляд, количество раз.

До последнего момента защита надеялась, что судья удовлетворит их ходатайство о привлечении в качестве свидетеля следователя МВД подполковника Гусмана Кусаинова. Но все-таки судья Тарасенко одно из важнейших ходатайств защиты отклонил, сказав, что свою позицию следователь выразил в десяти томах дела. Защита заявила о том, что в материалах дела нигде не сказано, почему Кусаинов нарушал процессуальные нормы УПК и почему предоставил не все необходимые документы для экспертизы, а лишь те, которые счел нужными. Но судья не внял аргументам защиты и оставил свое решение в силе.

После этого адвокаты вновь подняли вопрос о вызове в суд главного свидетеля А. Рюмкина, бывшего первого заместителя акима области. Прокурор Демесинов ответил, что им неизвестно о его местопребывании, на что Петр Своик заметил, что Рюмкин шлет телеграммы, в которых сообщает, что приехать на суд не может, так как находится на лечении за пределами республики – в г. Омске, а прокуратура знать не знает где тот находится. “Это откровенное укрывательство свидетеля, потому что все понимают: Рюмкин даст показания, которые не устраивают обвинение, и заявит, что в процессе следствия на него неоднократно оказывалось давление”, — отметил Своик.

Кроме Рюмкина на суд еще не могут приехать два свидетеля, также по причине отсутствия на территории Казахстана. Судья Тарасенко попросил прокуратуру в кратчайший срок предоставить либо самих свидетелей, либо более веские доказательства невозможности их присутствия, чем расплывчатая формулировка “по семейным обстоятельствам”, которую дала свидетель Горбачева.

Определившись с дальнейшими действиями, суд начал знакомиться с письменными доказательствами, изложенными в десяти томах дела. Чтение продолжалось до конца дня.

Пресс-центр РОО “Демократический выбор Казахстана”

25.07.02