Суд над Жакияновым. День двенадцатый

Судебная гонка, в финале которой судья и сторона государственных обвинителей начала откровенно ускоряться, подходит к завершению.

Во вторник, 30 июля защита заявила об очередном ходатайстве. Адвокат Тулеев просил суд вынести постановление о прекращении уголовного дела в отношении председателя политсовета “Демвыбора Казахстана” Галымжана Жакиянова. “Исследованы все доказательства, и это дает право сделать вывод об отсутствии вины подсудимого”, — заявил Тулеев. Он предложил прокурорам отказаться от дальнейшего обвинения экс-акима, так как, по мнению адвоката, виновность Г. Жакиянова в суде не была доказана. Но судья Тарасенко, отклонил ходатайство защиты, сославшись на то, что “решение будет принято после окончания судебного следствия”, то есть прозвучит в приговоре суда.

Помимо этого адвокат Тулеев ходатайствовал о проверке соответствия закону постановления заместителя прокурора области Ищанова о прекращении уголовного дела в отношении бывшего первого заместителя акима области А. Рюмкина. Защитник в своем ходатайстве также просил судью Тарасенко направить соответствующее постановление на имя генерального прокурора республики. В том случае, если генпрокурор подтвердит законность отмены постановления Ищанова о прекращении дела в отношении Рюмкина, значит, автоматически снимется обвинение с Г. Жакиянова о выделении 2 млн. тенге из резервного фонда на передислокацию базы СМС. “Пусть тогда после операции Рюмкин садится на скамью подсудимых, а если генеральный прокурор оставит без изменения постановление Ищанова, тогда этот эпизод необходимо вообще убрать из уголовного дела Жакиянова”, — сделал вывод Тулеев. Судья Тарасенко пообещал, что “суд, если возникнет такая необходимость, соответствующее постановление вынесет”.

Просмотр видеоматериалов следственных действий, запись которых в общей сложности составляет 19 часов, судья значительно ограничил. Из пяти кассет, предъявленных следствием, в зале суда был показан лишь один эпизод – очная ставка А. Рюмкина и Г. Жакиянова, которая состоялась 12 апреля, на следующий день после того, как экс-акима доставили из Алматы в Павлодар. Между тем, видеоматериал, предъявленный в зале суда, очной ставкой вовсе не является, о чем и заявила защита. Так как говорил только А. Рюмкин, а Г. Жакиянов молчал, отказавшись давать показания, таким образом, “выражая свой протест против того, что следствие содержит его в ненадлежащих условиях, в бараке “Павлодарсоли”. Кроме того, как подчеркнула сторона защиты, в то время, когда состоялась “очная ставка”, Рюмкин еще находился под следствием и имел статус подозреваемого, а не свидетеля. Адвокат Тулеев попросил судью “исключить данную видеозапись из доказательств, так как во время следственных действий грубо нарушались процессуальные нормы”. К тому же Галымжан Жакиянов не подписал протокол очной ставки. Как обычно, судья Тарасенко отверг аргументы защиты, сообщив, что решит использовать или нет в качестве доказательства очную ставку между Рюмкиным и Жакияновым, когда будет выносить решение.

В итоге судебное следствие, учитывая рвение обвинения и “усталость” судьи, достаточно быстро подошло к своему логическому завершению, и в полдень встал вопрос о том, когда начнутся судебные прения. Прокурор Демесинов, как выяснилось, готов был приступить к завершающему этапу судебного разбирательства буквально сразу, так как он сказал, что для подготовки к обвинительной речи ему нужен перерыв лишь в пару часов. Защита попросила три дня, обосновывая это большим объемом материалов уголовного дела, необходимостью проанализировать выступления в суде порядка 50 свидетелей и тем, что “трудно опровергать то, чего нет”. Судья Тарасенко, выслушав обе стороны, решил, что для подготовки к судебным прениям, защите хватит и полдня, объявив перерыв до утра следующего дня. В связи с чем Галымжан Жакиянов заявил, что у судьи уже наверняка заготовлено решение, приговор.

Пресс-центр РОО “Демократический выбор Казахстана”

30.07.02.