Последнее слово Галымжана Жакиянова

“…судья, осуждающий невинного, осуждает самого себя”

Уважаемый суд! Уважаемые присутствующие!

Суд завершен, и по его окончанию мне нечего добавить к тому, о чем я уже говорил в самом начале процесса: я не совершал приписываемых мне уголовных преступлений. Многие из здесь присутствующих, и еще больше людей из числа тех, кому не удалось попасть в зал суда, понимали это и до начала процесса. Теперь же, когда процесс завершен, когда позади десятки опрошенных свидетелей, когда позади недели этого специфического судебного разбирательства, в этом не сомневается никто. Никто, и в том числе прокурор, судья и свидетели обвинения. И это — самый главный итог состоявшегося судебного разбирательства.

Это — главный итог судебного разбирательства по следующим причинам.

Во-первых, государственная машина расписалась в своей полной несостоятельности. Четыре месяца сотни людей, изо всех сил стремясь исполнить приказ президента Назарбаева, буквально под микроскопом изучали всю мою жизнь в надежде найти хоть какие-то свидетельства коррумпированности и корыстолюбия. И не смогли этого сделать. Режим Назарбаева в результате этого суда оказался не столько страшным, сколько глупым и недееспособным. И сам президент, и его бездарные слуги стали посмешищем в глазах всего цивилизованного мира.

Во-вторых, очень важно, что сотни, тысячи людей смогли воочию убедиться, что организаторами “Демократического выбора Казахстана” двигала вовсе не корысть, как это безуспешно пытался изобразить назарбаевский режим, а осознанное понимание необходимости решительных демократических преобразований в нашей стране. Теперь, по истечении времени, это стало понимать куда больше людей, нежели в ноябре прошлого года. И их число будет только увеличиваться.

Моральная правота осталась за нами. Юридическая правота тоже. Я доказал свою невиновность. Повлияет ли это обстоятельство на приговор суда? Нет. Приговор суда был известен давно, еще до его начала, и нет никаких оснований предполагать, что истинный обвинитель и судья, незримо присутствующий в этом зале на всем протяжении процесса, президент Назарбаев переменил свое решение. Мне совершенно ясно, что приговор будет обвинительным.

Мне совершенно ясно также, этот приговор президент Назарбаев выносит не мне, а себе и всей той преступной системе, которую он создал в нашей стране и назвал государственной властью. Мне совершенно ясно и то, что его надежды превратить меня и Мухтара Аблязова “в лагерную пыль”, как любили говаривать его идейные наставники из тридцатых годов, и тем самым продлить агонию созданного им режима, обречены на провал.

Надеждам президента Назарбаева не суждено сбыться. Пройдет совсем немного времени, и сам Назарбаев предстанет перед судом — перед судом истории, перед судом народа, перед судом будущих поколений. И тогда он ответит за все: за разворованную страну, за искалеченные человеческие судьбы, за обманутые надежды наших детей, за боль и слезы наших стариков.

Все это будет, и сам Назарбаев это хорошо понимает. Еще Авраам Линкольн, один из самых великих и прославленных в веках американских президентов, говорил в назидание многочисленным президентам, сотни которых прошли с тех пор перед судом обманутых ими народов: “Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать вес народ все время”. Я допускаю, что Назарбаев никогда не читал трудов Авраама Линкольна, но правоту знаменитого американца он, несомненно, чувствует. Этим и объясняется его ничем непобедимый ужас перед словом правды.

Я хочу обратиться ко всем гражданам Казахстана. Не поддавайтесь страху! Еще ни одному режиму в мире не удалось запугать собственный народ. Не удастся это и режиму Назарбаева. Его лживость и лицемерие свидетельствует о том, что сам этот режим смертельно напуган. Поэтому он и расстрелял независимое телевидение, поэтому он взорвал и сжег независимые газеты, поэтому он преследует всех тех, кто говорит правду о его злодеяниях, поэтому я и Мухтар Аблязов находимся сегодня за решеткой. Режим преступен, и сегодня мы с вами видим его агонию. И как только у каждого из нас появится достаточно смелости, чтобы сказать об этом, эта клика исчезнет, как наваждение.

Я обращаюсь к близким мне людям, к друзьям и знакомым, ко всем, кто поддержал меня в эти месяцы. Сегодня меня хотят лишить свободы. Но я родился, живу и, когда придет время, буду умирать свободным человеком. Я всегда хотел быть в ладу со своей совестью, я всегда хотел прямо смотреть в глаза людям, и это мне удается.

Я хочу, чтобы вы понимали это и не позволили отчаянию овладеть вами. Будьте стойкими и мужественными. Жизнь не заканчивается ни этим судом, ни приговором, который мы скоро услышим. Все еще впереди, и в недалеком будущем у всех у нас будет возможность в этом убедиться. Мы с вами стоим за правое дело и поэтому обязательно победим.

Я хочу обратиться ко всем павлодарцам. Четыре года мы делили вместе и невзгоды, и радости. Четыре года я старался быть достойным вашего доверия, и сегодня, как мне кажется, я выдержал этот экзамен. Спасибо вам за все, что вы для меня сделали.

Спасибо всем, кто приехал с других регионов, уважаемым гражданам и патриотам нашей страны. Выражая свою поддержку и солидарность мне, все вы, по большому счету, являетесь общественными защитниками на этом политическом процессе в борьбе за правду, справедливость и демократию.

Я глубоко признателен представителям международной общественности, дипломатическим миссиям, правозащитникам и СМИ, проявившим интерес и внимание как к процессу, так и к проблемам с правами и свободами граждан в нашей стране.

Хочу выразить благодарность представителям партий и объединений, членам Политсовета “Демократический выбор Казахстана”, всем соратникам. Эти дни сплотили и объединили всю оппозицию, всех, кто осознал антинародную сущность режима.

Я благодарю моих адвокатов: Бориса Кузнецова, Елену Ребенчук, Мустахима Тулеева, Александра Ратгольц, которые добросовестно и на высоком профессиональном уровне организовали мою защиту не только в зале суда, но и далеко за пределами. И конечно же, моя особая благодарность защитнику от общественности Петру Своику, кто раскрыл и блестяще доказал всему миру истинные – политические – мотивы данного процесса.

Спасибо всем. Спасибо моим родным и близким, моей супруге Карлыгаш за поддержку, любовь и терпение.

В заключение хочу обратиться к суду.

Ваша честь! Я хорошо понимаю, что каждый, как Вы сказали, делает свое дело, и суд является всего лишь исполнителем сделанного президентом Назарбаевым политического заказа.

В то же время, я ничем не могу облегчить Вашу совесть/ Еще древние говорили, что судья, осуждающий невинного, осуждает самого себя.

Подумайте об этом и постарайтесь найти в себе мужество поступить по правде.

СПАСИБО.