В казахстанской мышеловке сыр – платный

“Хождение в народ”

\"\"

Минувшая неделя была чрезвычайно бурной. Президент Назарбаев, недавно вернувшийся из своего второго пятнадцатидневного отпуска, совершил ряд встреч и поездок. Сообщает “Панорама”: “3 августа Нурсултан Назарбаев посетил Карасайский район, где посетил историко-краеведческий музей, а также село Шамалган. 5 августа Президент провел рабочую встречу с Премьер-министром Тасмагамбетовым и вице-премьером Александром Павловым…”. Шестого августа он побывал в Агентстве по стратегическому планированию – обсуждались основные направления стратегии “2030”. Седьмого Назарбаев подписал указы: о назначении Б.Айтимова послом в Италию и о выборах сенаторов 8 октября. Тогда же, седьмого августа, прошло “расширенное заседание правительства с участием акимов областей, на котором были подведены итоги социально-экономического развития республики за первое полугодие 2002 года”. В принципе, на этом можно остановиться. Заседание активно осветили большинство средств массовой информации, а потому обзор мы начнем с него. Но прежде – ряд умозаключений, связанных с некоторыми поездками главы государства.

Отпуски Назарбаева связаны – намеренно или случайно – с Галымжаном Жакияновым. Первый раз Назарбаев ушел в отпуск, когда уголовное дело экс-акима Павлодарской области вышло на финишную прямую: лидер ДВК лежал в реанимации, а следователь Кусаинов намеревался передавать сфальсифицированное дело в суд. Второй раз президент отправился в отпуск, когда подходил к концу судебный процесс над Галымжаном Жакияновым.

Видимо, во время отпуска кем-то (самим президентом или же его советниками и пиарщиками) была разработана некая программа дальнейших действий главы Казахстана. Иными словами, имидж президента, изрядно потрепанный в боях режима против лидеров ДВК, необходимо было приводить в форму. Для этого, видимо, и была затеяна эта поездка в Шамолган, откуда, как известно, родом Нурсултан Абишевич. “…Нурсултан Абишевич побывал в историко-краеведческом музее”, — пишет “Казахстанская правда”. По мнению официоза, это один из лучших музеев области. Кроме того, “историческую ценность представляет и само здание музея. Здесь еще в дореволюционные времена размещалась первая приходская школа района. А в пятидесятые годы в этом здании находилась средняя школа, в которой учился Нурсултан Назарбаев”, — восторгается “Казправда”. Встреча с детством должна умилить любого, это, видимо, и планировалось для имиджа президента: “Приятной была встреча со своим школьным учителем истории Сейтханом Исаевым, который работает сейчас в музее научным сотрудником. Учитель и бывший ученик вспоминали те далекие годы, когда первый Президент Казахстана ходил в школу”. Президент сделал еще ряд жестов “на публику”: “…он внимательно осмотрел фотографии, запечатлевшие его молодым, в кругу сверстников и учителей, притронулся к скамейке, на которой сидел на уроках”.

Потом была поездка в Шамолган, где президент “прошелся по улице, на которой прошло его детство”, потом он посетил продовольственный магазин, “с удовлетворением отметил, что… полки уже далеко не пустые, как это было когда-то”. Словом, усталый, обремененный заботами о благе народном государственный муж вырвался-таки в мирок, где прошли его молодые годы – такое должно было возникнуть впечатление. А хорошое впечатление – это голоса избирателей, это доверие и спокойствие вконец остервеневшего народа. Задача поездки – показать, что президент в общем-то “свой” мужик: “…Нурсултан Назарбаев встречался и разговаривал с земляками, живо интересовался всеми сторонами их жизни”. Такие “хождения в народ” предпринимал еще, помнится, Михаил Сергеич Горбачев, правда, мало чем ему это помогло – ведь с каждым “земляком” (заранее подобранным и подготовленным Службой охраны) пол-литра “за жизнь” не раздавишь…

Президент пообещал дать денег

Ну а теперь о наиболее раскрученной акции – расширенном заседании правительства. “Две хорошие новости: со следующего года пенсии будут повышены на 12 процентов и правительство начнет гасить долги казахстанцам по вкладам в Сбербанк бывшего Союза. О принятом решении президент страны Нурсултан Назарбаев сообщил вчера на расширенном заседании правительства в Астане”, — сообщает “Экспресс К”. Это, так сказать, в продолжение темы “своего мужика”. А точнее, следующий ход некой пиар-акции, которая должна восстановить имидж президента во всей полноте – каким он был когда-то на заре независимости, когда народ без всяких подтасовок от Центризбиркома голосовал за первого президента Казахстана.

“Хотя Казахстан, как новая страна, и не отвечает за долги бывшего Союза, заметил президент, работа по компенсации вкладов населению, которая была начата в 1996-1997 годах компенсацией вкладов участникам Великой Отечественной войны, будет продолжена” (“Экспресс К”). Рейтинг президента Путина вырос не из-за “мочилова” в сортирах боевиков, а на расчетах по пенсионным задолженностям. Словом, ход Назарбаева верный – большая часть взрослого населения Казахстана прогорела со сберкнижками, а потому деньги, которые им пообещали вернуть, добавят авторитета президента в умах казахстанцев. Скорее всего, часть населения денежки получит: “В 2003 году на компенсацию смогут рассчитывать казахстанцы 1936-1940 годов рождения, в 2004 – те, кто родился в 1941-1960 года, а в 2005 году – все остальные вкладчики Сбербанка”. Умершим деньги тоже вернут – точнее, их наследникам. Кто уехал из Казахстана – те в пролете.

И еще о деньгах. Национальный фонд, который злые языки западной журналистики называют “копилкой Назарбаева”, подвергся нападкам ведомства Зейнуллы Какимжанова. Президент остался недоволен, сообщает “Новое поколение”. “…работа МГД, повлекшая за собой изъятие в этом году порядка двух миллиардов тенге, оценена главой государства как “безобразная”. Кстати, в прошлом году из Национального фонда было вынуто на текущие расходы около семи миллиардов тенге”. Репликами в адрес З. Какимжанова президент убил двух зайцев: потрафил обложенным непомерными налогами бизнесменам и намекнул народу, что есть люди в правительстве, которые осмеливаются запускать руку в святая святых – государственную заначку на “черный день”.

О деньгах говорил и Григорий Марченко. Он сообщил, что “реальный курс тенге очень стабилен и доллар до конца года не перевалит за отметку 157 тенге” (Экспресс К). Сейчас доллар колеблется между 155 тенге (официальный курс Нацбанка) и 156 (обменные пункты). Хотелось бы верить, что похвальбы г-на Марченко имеют под собой реальную основу, а не желание выслужиться перед главой государства.

Газетные отчеты о прошедшем заседании сходятся лишь в одном – все твердят о том, что президент пообещал расплатиться со вкладчиками Сбербанка СССР. И это только газетные – а ведь есть еще и радио, и телевидение, которые по своему формату сообщают лишь только основные аспекты заседания, не останавливаясь на подробностях. Следовательно, к 2003 году уже весь Казахстан будет твердить о том, что президент Назарбаев выплачивает долги по сберкнижкам. Потом прорежимные СМИ сделают серию репортажей, очерков о счастливых вкладчиках, которые уже и не чаяли получить свои деньги по советским книжкам… Словом, это был грамотный ход президента Назарбаева. И политические очки он ему принесет. Только непонятно – к чему все эти ходы. Напрашиваются два осторожных вывода: либо президент хочет укрепить свое влияние, добившись расположения рядовых казахстанцев, либо… Либо грядет нечто вроде “всенародного референдума по продлению полномочий”. Правы ли мы – покажет время. Одно только можно сказать абсолютно точно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а в казахстанской мышеловке даже сыр – платный.