Визит в Азербайджан докладчика мониторинговой группы Парламентской Ассамблеи Совета Европы Андреаса Гросса состоялся на прошлой неделе вопреки беспрецедентным угрозам властей запретить ему въезд в страну.
За пять дней до того, как Гросс должен был прибыть в Баку, официальные структуры начали интенсивную кампанию против швейцарского парламентария, который открыто критиковал Азербайджан за положение дел в сфере защиты прав человека и отсутствие прогресса в демократических реформах.
О нежелательности его приезда заявил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, а председатель Милли Меджлиса (парламента) Муртуз Алескеров в письме на имя генерального секретаря ПАСЕ Бруно Халлера сообщил, что \»ни одно официальное лицо Азербайджана не будет контактировать с Гроссом\», и попросил заменить его в мониторинговой группе на другого депутата ПАСЕ.
Дрязги вокруг Гросса в первую очередь были связаны с руководителем депутатской делегации Азербайджана в ПАСЕ Ильхамом Алиевым, сыном президента страны, который является первым заместителем Гейдара Алиева в правящей партии “Йени Азербайджан”.
Отношения между Ильхамом Алиевым и Андреасом Гроссом обострились после резкого доклада Гросса в ПАСЕ о событиях в начале июня этого года в азербайджанском поселке Нардаран, когда полиция открыла огонь по безоружным демонстрантам и один человек был убит (смотрите Кавказскую информационную службу, выпуски № 132-133). Ильхам Алиев тогда демонстративно покинул зал заседаний, а на следующей сессии выступил с просьбой о замене Гросса на другого докладчика.
Об Алиеве говорят как о потенциальном преемнике на посту главы Азербайджана, и его демарш стал испытанием политической значимости, попыткой померяться силами с Советом Европы.
В азербайджанских проправительственных средствах массовой информации началась кампания травли европейского парламентария, которую возглавлял лично Ильхам Алиев. В интервью газете “Эхо” он сказал тогда следующее: “Гросс враждебно относится к нашей стране, могу сказать больше – к нашему народу”.
Пресса, поддерживающая правительство, и государственное телевидение Азербайджана называли Гросса армянским прислужником, напоминали, что одно время он работал под руководством швейцарца армянского происхождения по фамилии Руфи и что он когда-то в числе других подписал документ с обращением о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Апогеем кампании стала угроза физической расправы над Гроссом, причем угроза исходила из уст депутата азербайджанского парламента от правящей партии “Йени Азербайджан” Гасана Мирзоева.
Совет Европы прореагировал на события, назвав действия Баку “недопустимым давлением”. “Ни одна страна — член Совета Европы не имеет права менять состав мониторинговой группы”, — заявил Генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер. По его словам, СЕ был готов принять решение об отмене визита всей миссии, и представители Совета Европы грозили “серьезными негативными последствиями для Азербайджана”.
Азербайджанские власти ретировались, и в Страсбург был отправлен факс за подписью Ильхама Алиева с согласием принять мониторинговую группу в Баку без всяких предварительных условий.
Сам Ильхам Алиев, объясняя свое отступление, сказал: “Если Азербайджан откажется впустить Гросса, то окажет ему услугу, так как он ждет, чтобы на Азербайджан были наложены санкции. Поэтому давать ему такой повод мы не должны. Но наша просьба о замене его как докладчика остается в силе, и ПАСЕ это рассмотрит, возможно, уже в сентябре
”.Реакция общества же была совсем иной. “Ильхам Алиев показал свою политическую несостоятельность”, “Совет Европы поставил на место капризного наследника”, “Война режима против Совета Европы закончилась позором” — такими заголовками пестрили азербайджанские газеты.
В конце концов визит Андреаса Гросса в сопровождении его испанского коллеги Гиллермо Мартинеса Кассана прошел в намеченные сроки — с 16 по 22 июля. Причем вопреки заверениям о том, что ни одно официальное лицо не будет встречаться с Гроссом, содокладчиков принял заместитель председателя парламента Ариф Рагимзаде, они встретились с представителями избирательных комиссий, ведущими оппозиционными политиками, правозащитниками, посетили регионы, населенные национальными меньшинствами. А Гросс еще и наблюдал ход судебного процесса по делу одного из политических заключенных, бывшего министра обороны Рагима Газиева, и посетил несколько тюрем и колоний.
По итогам визита содокладчикам предстоит дополнить доклад о выполнении Азербайджаном обязательств перед СЕ. Подготовленный Гроссом и Кассаном документ будет обсужден 10 сентября на заседании Мониторингового комитета в Париже и вынесен на осеннюю сессию ПАСЕ.
Ныне же многие в Азербайджане задают вопрос – а стоило ли так обострять отношение с Советом Европы, если сам визит содокладчиков прошел в столь спокойной и конструктивной обстановке?
Директор Института Мира и Демократии Лейла Юнус считает, что главной причиной конфликта на самом деле является назначенный на 24 августа референдум по внесению поправок в Конституцию Азербайджана (предлагается в целом 39 изменений).
Тот же самый Гросс, комментируя эту инициативу, недавно заявлял, что она не отвечает демократическим стандартам, так как невозможно в такой короткий срок решить столь важные вопросы. Кроме того, Гросс говорил, и в этом его позиция совпадает с позицией Госдепартамента США, о том, что \»нельзя дать один общий ответ “да” или “нет”, когда изменения касаются 24-х разных статей Конституции
\».Гросс также открыто заявлял, что Гейдар Алиев не должен баллотироваться в третий раз на президентских выборах. Алиев, в свою очередь, намерен пробоваться на третий срок, несмотря на предупреждения о том, что это противоречит Конституции.
\»Власти хотели бы провести как предстоящий референдум, так и будущие выборы без контроля со стороны международных организаций и тем самым создать условия для фальсификации их результатов\», – сказала IWPR Лейла Юнус.
По мнению члена парламента от оппозиционной Партии Народного фронта Гуламгусейна Алибейли, весь этот скандал с требованием заменить Гросса был затеян с целью поднятия рейтинга Ильхама Алиева. Но власти не рассчитали возможные последствия или же зашли слишком далеко.
Есть и другое мнение. Заместитель председателя другой крупной оппозиционной партии – Национальной независимости — Ильгар Мамедов сомневается: “Неужели вы думаете, что они (власти) построили какую-то стратегию или тактику? Это просто результат политической недальновидности. Они думали, что справятся с Гроссом теми же методами, что и со своей внутренней оппозицией, однако ошиблись”.
Возможно, что мы в скором времени сможем получить более четкие ответы на неясные пока вопросы. 30 июля в Азербайджан приедет заместитель генерального секретаря Ханс Кристиан Крюгер. Сам Генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер по-прежнему отказывается посетить Азербайджан из-за наличия здесь политических заключенных.
Шахин Рзаев — координатор IWPR в Азербайджане