Казахстан вырождается?

Но кого это волнует? При такой власти темпы вырождения будут только увеличиваться!

Специалисты Министерства здравоохранения Республики Казахстан высказывают мнение о грядущей депопуляции населения страны. Это обуславливается, прежде всего, снижением рождаемости, на уровень которой большое значение оказывает здоровье женщин детородного возраста. За последние годы индекс здоровья женщин составляет 20 процентов, а в некоторых регионах — 10% и ниже.

В целом, по информации Министерства, 60% родов протекают с теми или иными осложнениями. Сокращается число нормальных родов. Их доля составляет 35 процентов, а в ряде регионов Казахстана меньше 25 процентов. Процент здоровых женщин, родивших детей, на сегодня по республике составляет 11,4%. Материнская смертность значительно превышает среднеевропейский показатель, а каждый третий родившийся ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья.

Особо тяжелое положение сложилось в регионах, которые пострадали от испытания ядерного оружия. Не отстают от них по уровню рождения детей с патологическими отклонениями и крупные города страны, где расположены промышленные центры.

По статистике, в Казахстане младенческая смертность от врожденных пороков развития в зонах экологического бедствия достигает 30 на 1000 родившихся. Они просто не могут жить: у них отсутствуют целые части тела или органы, например, пищевод или анальное отверстие, или имеются спинномозговая грыжа, гидроцефалия, пороки нервной системы, сердца и сосудов. За последнее десятилетие в стране количество детей с врожденными пороками увеличилось втрое.

Так, например, широко известна истории 9-летнего мальчика-старика по имени Нуржан из Атырауской области, страдающего прогерией, и 6-летнего Аблая — уроженца Алматинской области, который болен пертрихозом (повышенное оволосение лица и тела). Оба казахстанские мальчика появились на свет в заведомо экологически неблагополучных районах. Нуржан родился в селе, которое располагается всего в двадцати километрах от одного из 19 казахстанских полигонов. Аблай живет в Панфиловском районе, рядом с китайским полигоном Лобнор.

Маленькая Акжаркын Тетесова из поселка Орда Бокейординского района Западно-Казахстанской области родилась без рук. Кроме этого у нее закрыты слуховые проходы. У Серика Маликова из аула Муратсай того же района врожденное отсутствие обоих глазных яблок.

Уровень психических заболеваний у людей, живущих рядом с полигоном Семипалатинска, а также в Западно-Казахстанской области, недалеко от полигона Капустин Яр, превышает общеказахстанский в четыре раза. В этих же районах медики отмечают и так называемое преждевременное старение.

Многие молодые люди, устраивая свою семейную жизнь в районах, которые входят в зоны экологического бедствия — области, прилегающие к бывшим Семипалатинскому полигону и полигону Капустин Яр, предпочитают как можно дольше не заводить детей. Семья Ахметовых, жители еще одного района экологического бедствия в Казахстане — города Аральска, уже одиннадцатый год не решаются заводить детей. “До переезда в Аральск у нас уже было двое детей. Видя, какие дети рождаются в этом регионе, мы боимся стать родителями неполноценного ребенка”, — говорит глава семьи Айдархан Ахметов.

Сауле Кайдарова, которая живет на железнодорожной станции в 23 километрах от Аральского моря, рассказывает IWPR: “Многие дети заболевают не сразу. Рождаясь здоровыми, они к десяти-двенадцати годам становятся инвалидами. И случаи, когда ребенок внезапно слепнет или глохнет, мало кого удивляют”.

Причиной появления таких детей на свет, по мнению педиатра Олега Клейнбока, является воздействие радиации и экологическая загрязненность. Так, “на ухудшение экологической обстановки региона Аральского моря влияют несколько факторов: близость к Семипалатинскому полигону, наличие “под боком” острова Возрождения, где в советское время проводились эксперименты с бактериологическим оружием. А также немаловажную роль играет и процесс высыхания Аральского моря — соль ветрами разносится далеко за пределы только одного этого района”.

Всего на территории районов, прилегающих к полигонам, проживает около полутора тысяч инвалидов с врожденными аномалиями. Все они, по сути дела, мутанты.

Не стала исключением в списке мест, где растет уровень рождения детей с патологическими отклонениями, и “южная столица” страны — город Алматы. Алматы уже давно считается сильно загрязненным городом. И ему, по мнению медицинских авторитетов, пора придать статус “зоны экологического бедствия”.

Только в Алматы, по словам главного педиатра города Карлыгаш Бектургановой, в прошлом году на свет появились 203 ребенка с разнообразными пороками развития. Это 14,5% от общего числа родившихся детей. Для сравнения, в 2000 году эта цифра составляла 12,4 процента.

Врожденные пороки развития бывают разные. Это и не мешающее жизни плоскостопие, и изменения на уровне хромосом. Например, синдром Дауна. В последнем случае наблюдается заметная тенденция к росту. В 2000 году только в Алматы родились 29 младенцев, больных синдромом Дауна, а в 2001 году — почти в два раза больше — 43. Кроме того, было предотвращено рождение 94 детей с пороками развития, не совместимых с жизнью.

Кроме вышеперечисленных, есть еще и так называемые “мягкие пороки” (диафрагмальная грыжа, пороки сердца, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, легких и др.), которые также приводят к гибели ребенка. Но в стране практически нет аппаратуры, которая могла бы предупредить родителей о болезни ребенка еще до его рождения.

По мнению президента экологического общества “Табигат” Мэлса Елеусизова, генные мутации новорожденных в районах, не прилегающих к ядерным полигонам, — результат экологического загрязнения. “Я уверен, — говорит господин Елеусизов, — что главную причину ослабления генофонда нации следует искать в экологических бедствиях”.

Однако главный педиатр республики, начальник отдела охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Республики Казахстан Бекбай Хайруллин считает, что “говорить о том, что во всем виновата экология, пока рано. Официальных серьезных исследований в этом направлении не проводилось. Врачи только мечтают об обстоятельной экспертизе, особенно в регионах экологического бедствия”.

Пока врачи ищут причины рождения детей-уродов, число случаев появления на свет таких маленьких мутантов неуклонно растет. Лариса Тимофеева, молодая мать, у которой ребенок с момента рождения страдает повышенным внутричерепным давлением, говорит: “Если наши правители хоть на минутку задумаются над демографической ситуацией, то они поймут, что нация, если не предпринять кардинальных мер, может просто выродиться!”.