Бывший муфтий Узбекистана осудил антиисламскую политику властей

Авторитетный религиозный деятель предостерегает власти, что усиленная борьба с исламским экстремизмом может породить радикализм среди мирных мусульман.

Бывший муфтий Узбекистана шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф, ныне живущий и работающий в Мекке, впервые выступил с заявлением по поводу политики правительства Узбекистана в религиозной сфере, назвав ее \»совершенно нелепой\».

\»Мусульмане в Узбекистане не имеют доступа к религии. Изучение ислама в стране, где более 90% населения составляют мусульмане, запрещено\», — заявил бывший муфтий на встрече с журналистами в офисе IWPR в Ташкенте.

По мнению шейха Мухаммада Содыка Мухаммада Юсуфа, в настоящее время в Узбекистане создалась абсурдная ситуация, когда простые мусульмане не имеют права на ознакомление с исламом. Действующие в республике религиозные учебные заведения, такие, как Исламский университет и институт, готовят, по словам шейха, религиозных работников, а человеку, желающему просто изучить и узнать истинный ислам, некуда пойти.

Бывший муфтий предостерег правящий режим, что отсутствие свободы вероисповедания и доступа к информации толкает мусульман в объятия тех самых запрещенных исламских группировок, с которыми усиленно борются власти.

\»Молодежь рассуждает: если мы мусульмане, то каким должен быть мусульманин и что есть религия ислам? Но ответов она не находит ни в школе, ни в институте, ни в других местах\», — сказал шейх.

Пользуясь этим, \»Хизб-ут-тахрир\» и подобные ей организации зазывают молодежь к себе, а там уже никто не сможет убедить людей, что радикальная \»хизбутовская\» трактовка ислама является ошибочной.

\»Президент Ислам Каримов говорил, что узбекское государство против идей будет бороться идеями, против мракобесия — просвещением. Если бы в Узбекистане следовали этим словам на практике, то сейчас в стране не было бы \»Хизб-ут-тахрир\». Можно посадить человека в тюрьму, но невозможно посадить в тюрьму идею\», — сказал шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф.

Крайне низко оценил шейх деятельность организаций, отвечающих за дела религии в Узбекистане, в том числе — Муфтията (Духовное управление мусульман), а также уровень проводимой ими просветительской работы.

\»Подвергаясь преследованиям, члены \»Хизб-ут-тахрир\», тем не менее, издали и распространили в Узбекистане 50 книг, издают журнал, распространяют листовки, проводят ежедневную работу с людьми, даже находясь в заключении\», — отметил он.

\»А те люди, которые отвечают за дела религии в Узбекистане, получая зарплату, не издали пока ни единой книги, оспаривающей идеи \»Хизб-ут-тахрир\». Если они не могут написать книгу сами, могли бы перевести с арабского уже имеющиеся труды, которые доказывают ошибочность этих идей\».

\»А тот, кто хочет распространить истинный ислам, не имеет на это права, ибо это запрещено законом. Такова абсурдность нынешней ситуации\», — заключил шейх.

Шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф — известный и уважаемый во всем мире богослов. Когда-то он являлся муфтием, главой Духовного управления мусульман Узбекистана. Шейх до сих пор пользуется большим авторитетом среди узбекского населения.

Нынешний Муфтий Узбекистана Абдурашид-кори Бахромов издал фетву (предписание), запрещающую мусульманам иметь какие- либо контакты с членами \»Хизб-ут-тахрир\», однако, по словам шейха Юсуфа, эта мера не принесла никаких результатов.

Ограничения на изучение ислама и распространение его идей в Узбекистане явились следствием активизации в стране различных исламских организаций и течений, таких, как \»Хизб-ут-тахрир\» и Ваххабизм, последователей которых власти обвинили в антигосударственной деятельности и насильственных попытках изменить конституционный строй.

Начиная с 1998 года, когда в городе Наманган Ферганской долины от рук ваххабитов погиб высокопоставленный сотрудник милиции, силовые органы страны начали жестоко подавлять деятельность нетрадиционных религиозных организаций в стране. Преследования усилились после организованных террористами взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года.

Именно тогда, по словам шейха Юсуфа, власти изменили демократические законы, дававшие права и свободы религиозным организациям, и права мусульман были резко ограничены. Кроме того, власти постарались уменьшить влияние в Узбекистане видных мусульманских деятелей, проповедующих истинный ислам, известных и уважаемых в исламском мире богословов.

Шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф покинул Узбекистан в 1993 году не по своей воле. По мнению многих независимых правозащитников, муфтий был вынужден уехать под давлением властей, которые устроили против него провокацию, обвинив в продаже экземпляров Корана, полученных в дар от Саудовской Аравии. В его дом была брошена бомба, и муфтий чудом не пострадал.

По мнению независимых экспертов, власти опасались популярности муфтия среди народа, видя в нем потенциального конкурента в борьбе за власть.

В 1999 году шейх Юсуф получил официальное приглашение вернуться в Узбекистан. Власти пошли на этот шаг, видимо, желая обезопасить себя от обвинений в нетерпимости к исламской религии.

Однако, даже имея возможность приезжать в Узбекистан, шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф не чувствует реальное желание властей помочь ему работать на родине. Шейх не имеет возможности издать в Узбекистане свой недавно законченный монументальный труд — \»Хадис ва хает\» (Изречения и жизнь пророка Мухаммада) в 39-ти томах, а также комментарии к Корану.

\»Вот уже два года прошу издать, но не разрешают. На мои вопросы всегда отвечают, что издание моих книг было бы благим делом, но разрешения не дают\», — сказал шейх.

\»Видные имамы во все времена были в изгнании и страдали, даже Аль-Бухори, — говорит шейх Юсуф, — А общества теряли свет и разум, который могли бы дать своим народам такие люди. Вот и в сегодняшнем Узбекистане молодежь продолжает узнавать, что такое ислам, из уст \»Хизб-ут-тахрир\».

Галима Бухарбаева — директор проекта IWPR по Узбекистану