В коллективном хозяйстве имени Гойиба Тошматова Андижанского района Андижанской области по приказу главы районной администрации у дехкан отобрали посевные земли, на которых они в прошлом году выращивали рис.
По словам 70-летнего дехканина Гофира Умматова, в прошлом и позапрошлом годах крестьяне усиленно обрабатывали эти земли и привели их в состояние, пригодное для посева риса.
“Когда все трудности обработки земли остались позади, районная администрация, пообещав выделить землю на других участках, отобрала наши земли, сделала перепланировку и засеяла их хлопчатником”, — рассказывает Умматов.
Из-за острой нехватки посевных площадей власти на местах запретили фермерам и дехканам выращивать на своих землях какие-либо сельхозкультуры по своему усмотрению. А местные власти Андижанской области даже забрали у фермеров земли, чтобы посеять на них хлопчатник.
Таким образом, тысячи дехкан лишились единственного источником пропитания – земли, на которой они работали с утра до ночи.
Председатель колхоза Тоир Мирзахакимов утверждает, что земли были отобраны потому, что “сверху” запретили сеять рис, на возделывание которого якобы требуется слишком много воды.
“Всем известно, какими засушливыми выдались два последних года. Поэтому в целях экономии водных ресурсов было запрещено снова сеять рис на прошлогодних посевных площадях”, — пояснил Мирзахакимов.
С таким объяснением руководителя хозяйства не согласны сами дехкане, которые говорят, что им запретили сажать не только рис, но и другие сельхозкультуры.
“Зная об ограниченности запасов воды, мы хотели посеять другие культуры, в частности, пшеницу. Но колхоз запретил сеять даже те культуры, которые требуют минимальной поливки”, — говорит Умматов.
По данным Министерства сельского и водного хозяйства страны, в 2002 году под сельскохозяйственные культуры отведено всего около 3 млн. 200 тысяч гектаров земель.
Из них под хлопчатник выделено около 1 млн. 400 тысяч, под зерновые – чуть больше 1 млн. Остальные посевные площади отведены под кормовые культуры, овощи, бахчевые и др.
В прошлом году земледельцы Андижанской области сдали государству свыше 380 тысяч тонн хлопка-сырца. “В этом году для нашей области был установлен план заготовки хлопка-сырца в объеме 400 тысяч тонн. Поэтому мы вынуждены расширять площади под посев хлопчатника”, — объясняет Мирзахакимов.
Несмотря на то, что Узбекистан обрел независимость и объявил о переходе к рыночной экономике 10 лет назад, до сих пор сельское хозяйство страны работает по принципам коммунистической плановой экономики.
Ежегодно правительство определяет для областей план заготовки не только хлопка-сырца, но и других культур, в частности — зерна. Ответственность за выполнение таких планов несут лично главы областных и районных администраций.
В свою очередь, на местах такие планы даются фермерам. Дехкане, не выполнившие план, в следующем году могут лишиться земли, а областным и районным хокимам невыполнение плана сдачи государству хлопка или зерна грозит увольнением с работы. Так же было и при советской власти, когда за невыполнение плана первый секретарь обкома или райкома мог лишиться работы.
Здесь стоит вспомнить, что после обретения независимости руководство Узбекистана заклеймило Компартию бывшего СССР как поработителя узбекского народа за то, что она в свое время проводила в республике политику монокультуры хлопчатника.
Как и в советские времена, хозяйства, заготавливающие хлопок, обязаны продавать собранный урожай только государству и только по цене, установленной самим государством, а не по своему усмотрению. В соответствии с условиями Меморандума по вопросам экономической и финансовой политики, подписанного недавно между Узбекистаном и МВФ, половину урожая нынешнего года хозяйства могут продавать на свободном рынке.
Однако дехкане в это не верят, так как, по их мнению, государство никогда этого не допускало и не допустит впредь. По словам дехканина из колхоза им. Тошматова, не пожелавшего назваться, государство, незаконно отобравшее земли у дехкан под хлопчатник, будет, как всегда, заставлять хозяйства продавать ему хлопок по низким ценам.
“И в советское время, и сейчас хлопок в Узбекистане приносит выгоду только чиновникам и хлопкобаронам, а не самим хлопкоробам. Мы не хотим выращивать хлопок, за килограмм которого государство дает всего 15 сумов (примерно $0,02)”, — возмущается дехканин.
После того, как по приказу хокима Андижанского района у дехкан были отобраны земли под посев хлопчатника, земледельцы колхоза им. Тошматова перестали выходить на полевые работы. “Мы не хотим работать за гроши. Мы хотим выращивать то, что выгодно нам, а не чиновникам”, — говорят дехкане.
Халмухамед Сабиров – независимый журналист из Узбекистана