“Но тогда была еще какая-то демократия”

О судебных разборках между полицией и Батырханом Даримбетом

На корреспондента казахской редакции радио “Свобода” Батырхана Даримбета в Жетысуйском райотделе милиции оформили протокол, якобы за совершение административного правонарушения. Его обвинили в том, что он 13 июня с.г. организовал несанкционированный митинг на ул.Жибек жолы. Действительно, в тот день пенсионеры из движения “Поколение”, сидя на расположенных здесь скамейках, собирали подписи под протестом по поводу очередного повышения платы за коммунальные услуги, несколько человек из других партий и движений собирали подписи в защиту лидеров Движения демократический выбор Казахстана. Потом появились несколько человек с портретами лидеров ДВК Аблязова и Жакиянова и транспарантом. Вот и весь митинг, если это сборище можно так именовать, где никто не митинговал, никто никого никуда не призывал и не видно было, чтобы кто-то руководил этим мероприятием. Батырхан Даримбет занимался своим делом, брал у людей интервью.

Тем не менее ему пришлось давать объяснение в суде. Судья районного суда № 2 Жетысуского района Кишкинов отвел обвинение против журналиста. В принятом постановлении он записал: “В материалах дела отсутствуют доказательства не только организации Даримбетом демонстрации, но и факта его участия в нем. Исследованная судом видеозапись проведения демонстрации свидетельствует об отсутствии в действиях Даримбета Б. каких-либо действий, которые могли быть расценены как участие или организация демонстрации”. И суд прекратил производство по административному правонарушению в отношении журналиста “за отсутствием состава правонарушения”.

Милиция не опротестовала это постановление. Успокоилась: если и не выиграла дело, но и без потерь обошлась, попугав оппозицию. Даримбет пострадал морально, пострадали его деловая репутация и честь. Он обращается с иском на УВД Алматы в Алмалинский райсуд. Милиция стала на дыбы. Решила сама нападать. Не дай бог, если журналист выиграет иск. Мундир будет основательно запачкан. Вспомнили, что в газете “Экономика. Финансы. Рынки” (Деловое обозрение республика) Даримбет выступил с небольшой заметкой, как на пустом месте милиция создает дело и пытается привлечь к ответу безвинных людей. И против его иска в 5 млн. тенге она выдвинула два иска на 30 млн тенге. 20 млн. тенге он должен был выплатить обиженной всей городской милиции и 10 млн. тенге полковнику Алихану Бектасову, который давал непосредственное указание задержать и посадить его в машину вместе с 15 другими задержанными. А он стоял в это время в стороне, спиной к происходящим событиям. Видеопленка запечатлела, как, крепко обхватив с двух сторон, его ведут два милиционера, словно самого опасного преступника.

И новый суд — судья Алмалинского райсуда Кайша Ишпекпаева отказывает в иске Батырхану Даримбету за недоказанностью его незаконного задержания и привода в милицию, его моральных и нравственных страданий, потери времени понапрасну. Против его претензий использовались анекдотичные показания свидетелей-милиционеров: никто никого не заталкивал в машину, все сами добровольно поехали в милицию, Даримбет не показывал удостоверение журналиста (но как он это сделает, если ему скрутили обе руки?) и т.д.

Отказав в иске Даримбету полностью, судья Ишпекпаева частично удовлетворила иск УВД города и полковника Бектасова к журналисту. По тому, как коротко излагает она обстоятельства иска Даримбета и подробно начала описывать пункт за пунктом доводы иска милиции к нему, можно было догадаться, каким будет ее вывод. Впрочем, о том же можно было догадаться из поведения представителя райпрокуратуры Кунакбаева. Он появился в последний день процесса на прении сторон. Имел всего 5 минут, отведенных судьей, для изложения своего мнения.. И он сказал: Даримбету в иске отказать, иск милиции удовлетворить. Из того, что происходила на ул Жибек жолы 13 июня с.г. и в районном суде позже, можно сделать такой вывод, что между милицией, судом и прокуратурой установился прочный контакт в ущерб укреплению законности. Спрашиваю Батырхана Даримбета:

— Вы, кажется, уже однажды судились с городской милицией и выиграли иск?

— Да, это было в 1996 г. Шел на пресс-конференцию нашего гостя, руководителя КНР. Меня остановили за участие в каком-то митинге, и я не попал на пресс-конференцию. Но тогда была еще какая-то демократия.