Объединяться или размежеваться?

Второе письмо

От редакции. Мы сочли возможным перепечатать это письмо напрямую, без обычно принятой ссылки только потому, что сайт “Евразия” блокирован в Казахстане. Для тех читателей, на которых не действуют блокировки, статья находится здесь.

Говорит Радио ДАТ. В редакцию поступило новое письмо от Александра Ляна из Астаны. Как вы помните, предыдущее письмо этого автора вызвало бурный спор на интернет-сайтах казахстанской оппозиции. Александра Ляна обвиняли в том, что он вслух назвал персональные проблемы многих лидеров демократического движения Казахстана. Интриговала полемистов и таинственность, которая окружает этого нашего корреспондента. В ответ на упреки и подозрения своих оппонентов Александр Лян ставит новые вопросы и предлагает расширение пространства дискуссии.

Уважаемые господа, участники дискуссии по поводу моего выступления на Радио ДАТ!

Я был удивлен вниманием к моему тексту, прочитанному по радио. Отправляя его, я вовсе не был уверен, что его опубликуют. К слову, две моих статьи до этого так и не увидели свет в ряде оппозиционных СМИ, включая сайты “Евразия” и “Навигатор”. А тут такая бурная полемика. Для скромного человека это очень важно и приятно.

Как уже говорилось, я не состою ни в РНПК, ни в Форуме демократических сил, ни в какой-либо связанной с ними структуре. Поэтому заподозрить меня в неискренности трудно. Но мне мои оппоненты этого и не вменяют. Наоборот, они раздражены моей прямотой. Что только поощряет любого независимого автора к новым трудам.

По поводу анонимности. Уважаемый аноним Тукей! Не вам корить меня за то, что не хватает нам храбрости подписаться своим именем. Не оппозиционер я и не герой, готовый пожертвовать благополучием ради построения демократии. Если бы мы жили во Франции, как Рашид Нугманов, или в Вашингтоне, как Бигельдин Габдуллин, тогда другое дело.

Но никто не отнимал у меня права хотя бы под псевдонимом говорить то, что я думаю. Не старайтесь разоблачить мой псевдоним, попытайтесь опровергнуть мои мысли. Даже анонимная, но правда колет глаза! Пусть они откроют свое личико и прямо ответят на поставленные вопросы.

Сразу отвечу на самый злой вопрос: “Почему такое почтение в адрес Кажегельдина?” А почему бы и нет? Если мир официально признал его лидером, способным победить Назарбаева, то почему мы должны делать вид, что это не так?

Все участники дискуссии о судьбе оппозиции зациклились исключительно на формах и способах объединения. Хотя мудрее было бы сначала обсуждать, зачем, с какой целью, под каким лозунгом. Ответив на эти вопросы, легче будет понять, кто и на каких условиях пойдет на объединение.

Ощущение такое, что высказавшиеся хотят гарантировать в первую очередь свое привычное место в новой структуре. Все понимают, надо что-то делать, но не понятно, что. Суды закончились, а дальше? О чем будут писать газеты и сайты ДВК? Не удивлюсь, если его пресс-служба станет рассылать “Ежедневную хронику пребывания Жакиянова в тюрьме”. По привычке обходя вниманием пребывание там другого сопредседателя Мухтара Аблязова.

В ДВК упорно заговорили о Фонде защиты политических заключенных. Но где будет находиться Фонд и его счета, кто будет привлекать туда средства? Собираются ли инициаторы этого фонда собирать их здесь, в стране? Это даже не утопия, а мистификация. Такой фонд может работать только за границей. Вот, наверное, зачем при двух сопредседателях ДВК потребовался третий!

Но даже если сопредседателей станет трое, проблемы останутся. Безусловно, Кажегельдин активен и эффективен. Но он – за пределами страны. Аблязов и Жакиянов осуждены и сидят за решеткой. Кто конкретно внутри страны будет руководить организацией? Петр Своик, этот “летучий голландец” оппозиции? А если он завтра окажется в рядах “Акжола” или Партии женщин-предпринимательниц, в которых он еще не состоял?

Остаются, конечно, надежные Амиржан Косанов от РНПК и Толен Тохтасынов от ДВК. Хватит ли у них мудрости не перессориться и увлечься перетягиванием одеяла? Большой вопрос. Кажется, что и сейчас у них не самые безоблачные отношения. Если Тохтасынов действительно собирается идти в новый парламент по списку компании, а Косанов является автором идеи бойкота выборов, то как они смогут вместе работать?

В одном из пресс-релизов Генпрокуратуры уже говорится о нарушениях Закона Тохтасыновым и Батталовой. Сигнал тревожный. Их могут арестовать и отдать под суд. Кто будет руководить ДВК, опять Своик? Здесь актуализируется роль Кажегельдина. Именно он, будучи осужденным, но не заключенным, должен будет руководит новой организацией и биться за освобождение и безопасность заключенных.

Если, как предлагает Жакиянов, Кажегельдин и его соратники вступают в ДВК, то что это получится за организация? Что-то не могу представить я себе Кажегельдина, сидящего рядом с Байменовым, Масанова – с Абдильдиным, Ергалиеву — с Ертлесовой.

Возникает естественный вопрос: “А почему бы тогда Аблязову и Жакиянову не вступить в РНПК?”. Вспомните, какой резонанс вызвал хотя бы кратковременный приезд в Астану во время суда над Аблязовым вашингтонского адвоката Ч. Бота. Компетентное использование международных ресурсов создает относительный иммунитет для членов партии Кажегельдина. Именно это теперь необходимо экс-акиму и экс-министру более всего.

Лидерам ДВК нужно занять правильную и грамотную позицию по отношении к РНПК. За пять лет ее руководители (Кажегельдин, Косанов, Бапи, Алдамжаров, Масанов, Нугманов, Габдуллин) сумели добиться того, что никто из РНПК в тюрьме не сидел. Кроме охранников Кажегельдина, которых под нажимом мировой общественности выпустили досрочно. Когда премьер Токаев попробовал в прошлом году у Косанова и Бапи конфисковать загранпаспорта, на Западе поднялась такая кампания, что тот же Токаев “кровью харкал”, а МИД через два дня вынужден был писать письма всем конгрессменам с извинениями и обещаниями исправиться.

Но создается впечатление, что кое-кому в окружении Аблязова и Жакиянова просто выгодно, чтобы их патроны сидели за решеткой. Только этим можно объяснить публикацию в газете ДВК тиражом в десятки тысяч экземпляров сочинения, которое называется “Казахский беспредел”. В нем яростно критикуются Назарбаев и… Кажегельдин. Зато Жакиянов называется “единственным перспективным политиком и лидером оппозиции”. Хотя бы Мухтара постеснялись или старика Абдильдина! Весь тираж без малейшего противодействия полиции разнесли практически по всем почтовым ящикам квартир в Астане. Хотя, возможно, что это КНБ распространяет от имени ДВК это дурацкое сочинение.

Зато поддерживающие Кажегельдина СМИ в дни судов и гонений на лидеров ДВК щедро представляли информацию “в их пользу”. Я заметил, что переводы всех западных статей (с английского, французского, немецкого и даже итальянского языков), в которых писалось про Аблязова и Жакиянова, появлялись впервые именно на “Евразии”, а уже оттуда их перепечатывали сайты “ДВК”, “Куб”, “Навигатор” и газета “Деловое обозрение Республика”.

Короче, не теряйте время, господа оппозиционеры, на борьбу друг с другом.

Не старайтесь никого поглощать. Тогда никого не будет раздражать “чужое” название организации, оно будет новым. Новая объединенная организация обретет паритетное руководство и такое же паритетное финансирование. Это – классическая схема, дающая возможность всем силам (а не только двум-трем лидерам) принять участие в проекте. Тогда каждый из вас сможет занять подобающее его вкладу в общую работу место. И в организации, и в истории. Я вам искренне этого желаю.

В заключение хочу поблагодарить всем моих критиков. Дискуссия – это хорошо. Вроде бы все согласны, что объединение оппозиции в Казахстане, как сказал бы В. И. Ульянов-Ленин, архиважно. Только я рискую опять сказать поперек демократической политкорректности и напомнить другую знаменитую фразу вождя о том, что прежде, чем объединяться, надо хорошенько размежеваться. Вождь в этих вопросах толк знал.

Радио \»Дат\»

08 Sep 2002

Сайт “Евразия

От редакции. Мы никогда не получали никаких материалов от г-на Ляна и никогда не перепечатывали материалы сайта “Евразия”. То, что Вы прочитали, это — первый случай.