Туркменистан: сумерки разума

После терактов 11 сентября 2001 года в США власти Туркменистана решили, что мировое демократическое сообщество будет слишком занято борьбой с терроризмом и поиском альтернативных источников энергоресурсов, чтобы обращать внимание на такие “мелочи”, как вопросы прав человека в этой стране.


Один туркменский государственный деятель высказался по этому поводу весьма цинично: “Пока Америка полностью занята Афганистаном, да еще готовится воевать с Ираком и даже Ираном, нас будут рассматривать исключительно как союзника, с которым можно и нужно договариваться”.


Говоря о природных ресурсах Туркменистана, он добавил: “Наши нефть и газ гарантируют предсказуемость в отношениях с западными странами. Пока наши энергоносители качают в основном американские компании, никто на Западе даже не пикнет о правах человека”.


Расчет Сапармурата Ниязова оправдывается. Западные государства действительно смотрят сквозь пальцы на то, как он превращает свою страну в безмолвную тюрьму.


В Туркменистане не существует независимой прессы, оппозиционных партий и профсоюзов, а неправительственные организации жестко контролируются государством. За 11 лет независимости Ниязов уничтожил всякую потенциальную оппозицию своему режиму.


Многие правозащитные организации уже пытались обратить внимание мировой общественности на невыносимые условия жизни в Туркменистане в надежде добиться хоть каких-то изменений к лучшему.


Из заявления Международной хельсинской федерации по правам человека, Вена, 10 июля 2002 года: “…Туркменское правительство проявляет абсолютную нетерпимость по отношению к оппозиции, подвергает репрессиям критически мыслящих людей, лишает свободы или депортирует из страны религиозных активистов и полностью разрушило основополагающие институты демократии. В Туркменистане полностью отсутствует свобода слова. Президент Сапармурат Ниязов является единственным учредителем газет. Правительство запретило оперу, балет, филармонию и цирк, закрыло Академию наук. Разрешены только две религиозные конфессии – суннитский ислам и русская православная церковь. Все остальные — запрещены, как запрещены и все нетуркменские культурные организации. За регистрацию брака с иностранцем взимается сбор в 50 000 долларов”.


В заявлении также говорится: “Правительство подменило национальные культурные и духовные ценности туркменского народа идеями и положениями книги “Рухнама”, которая является плодом воображения президента Туркменистана Ниязова и на которой граждан Туркменистана заставляют присягать на верность…”


Обещая своему народу светлое будущее и провозглашая наступление “золотого века” для туркмен, президент Туркменистана игнорирует не только обязательства своей страны перед мировым сообществом, но и попирает национальное законодательство, подменяя его так называемым “вербальным правом”. Все — даже малозначительные — его высказывания принимаются армией чиновников как прямое руководство к действию.


“Моральный кодекс туркменского народа” — книга президента Ниязова “Рухнама” — внедряется в общественное сознание насильственным образом. Ее изучают в детских садах, школах и институтах. На предприятиях проводятся аттестации, на которых главным критерием служат не профессиональные навыки, а знание “Рухнамы”. С момента выхода книги в свет в выступлениях президента не раз звучало прямое указание наносить цитаты из “Рухнамы” на стены и купола вновь строящихся мечетей. В июле этого года на заседании парламента — Народного совета — Ниязов распорядился читать “Рухнаму” в мечетях между молитвами.


Все альтернативные источники информации в Туркменистане уничтожены, а все национальные СМИ принадлежат государству и занимаются идеологическим обслуживанием правящего режима. Вещание иностранных каналов отсутствует, иностранную прессу запрещено ввозить в Туркменистан. Слабый поток информации, доступный узкому кругу интеллектуалов через Интернет, строго цензурируется, а список блокированных сайтов растет каждую неделю.


Отказ от признания и соблюдения основополагающих прав и свобод своего народа Ниязов оправдывал необходимостью укрепления “стабильности” в обществе во имя его процветания. Сейчас тенденция изменилась. Созрела псевдоидеология, обоснованная Ниязовым как возврат к “национальным традициям”.


Ниязов переименовал дни недели и месяцы: один из них носит его имя, другой – его матери.


Все гуманитарные дисциплины в школах подменены изучением “Рухнамы”. Растет целое поколение, которое не имеет представления о мировой культуре, об общечеловеческих ценностях, в том числе и о правах человека.


Дипломы зарубежных университетов объявлены недействительными, поэтому нет никакого смысла учиться за границей и потом возвращаться на родину.


Оправдываясь “неготовностью” туркмен к демократии, Ниязов уводит свой народ все дальше от цивилизованного общества.


Примерно 15 бывших государственных служащих из ближайшего окружения Ниязова покинули Туркменистан и предприняли попытку организовать оппозицию в эмиграции, но уж слишком далеки оказались они от народа. К тому же в глазах мирового сообщества — это люди, помогавшие создавать существующий ныне режим, который теперь они хотят свергнуть.


Серьезная оппозиция так и не была сформирована. Изгнанным чиновникам не удалось убедить западные страны оказать давление на Ниязова с целью ослабить его диктатуру.


Существующее положение устраивает как руководство Туркменистана, так и его новых международных партнеров, которые изо всех сил стараются угодить Туркменбаши.


В то время, как западные страны пытаются построить демократическое государство в Афганистане, по соседству с ним расцветает невиданная, дикая диктатура. Но западные страны слишком дорожат туркменскими энергоресурсами, выгодным расположением Туркменистана как возможного плацдарма для продолжения “войны с террором”, а также открытой антироссийской политикой туркменского руководства, чтобы поднимать вопросы прав человека в этой стране.


Единственный вопрос – насколько еще хватит терпения у туркменского народа, которому каждый день всеми средствами пропаганды усиленно внушают, что он сыт и счастлив.


Арслан Бердыев – псевдоним журналиста из Туркменистана