Кыргызстан готовится к конституционной реформе

Кыргызстанские политики сомневаются, что за многообещающими заявлениями президента стоит искреннее желание реформировать политическую систему страны

Решением президента Кыргызстана Аскара Акаева 4 сентября в стране было образовано Конституционное совещание с участием представителей власти, оппозиции и гражданского сектора. Совещание было призвано в срочном порядке выработать проект изменений и дополнений в Конституцию с учетом изменившейся ситуации в стране.


В ходе работы Совещания все его участники, в том числе и сам Акаев, сошлись во мнении, что в руках главы государства сосредоточены неограниченные полномочия, и ими следует поделиться с парламентом и правительством. Они также были едины во мнении о необходимости глубокого реформирования судебной системы, которая находится под полным контролем президента.


Некоторые политики уверены, что президент действительно стремится реформировать политическую систему страны на благо общества, другие же считают инициативу главы государства не более чем циничным маневром, направленным на сохранение своих определенных властных полномочий после истечения президентского срока через три года.


О начале подготовки к проведению в стране конституционной реформы президент Акаев объявил 26 августа, издав соответствующий указ. Инициатива явилась прямым следствием нескольких месяцев общественных волнений, последовавших за расстрелом милицией мирной демонстрации в Аксыйском районе Джалал-Абадской области 17 марта, когда погибли шестеро человек. Демонстранты вышли на улицы в знак протеста против заключения под стражу популярного депутата Азимбека Бекназарова.


Кульминацией гражданских волнений явился марш протеста аксыйцев на Бишкек, предпринятый в начале сентября. Правда, марш этот вскоре захлебнулся — демонстранты разошлись по домам в обмен на определенные уступки со стороны властей.


Поясняя необходимость конституционной реформы, Акаев заявил, что страна пережила тот этап своего развития, когда ей требовалась сильная президентская власть во имя ускорения рыночных процессов, и теперь наступило время для передачи части президентских полномочий парламенту и правительству.


Лидер партии “Ата-Мекен” (“Отечество”), член парламента и один из заместителей председателя Конституционного совещания Омурбек Текебаев считает, что Акаев пошел на столь серьезный шаг, осознав, насколько сложна ситуация в государстве.


Президент извлек достойный урок из недавнего противостояния власти и общества во главе с оппозицией и понял бессмысленность бесконечных манипуляций общественным мнением”, — сказал Текебаев.


Акаев впервые столкнулся с совершенно другим уровнем гражданского общества, которое доказало, что, даже жертвуя собой, оно больше не даст себя обмануть”, — добавил он.


Конституционное совещание завершило работу 2 октября. В своем итоговом документе участники Совещания заявили о необходимости незамедлительного проведения в стране конституционной реформы, однако их предложения еще предстоит утвердить — через референдум или парламент — после всенародного обсуждения.


Предполагается, что формирование правительства и корпуса судей будет теперь осуществляться совместно президентом и парламентом. Некоторые политики восприняли такое предложение с энтузиазмом, однако наиболее скептически настроенные из них считают, что президент таким образом пытается обеспечить себе высокий пост после 2005 года.


По кыргызстанскому законодательству Акаев имеет право после истечения срока своих президентских полномочий баллотироваться в парламент. Существует, однако, мнение, что сторонники Акаева в настоящее время пытаются законодательно обеспечить ему пожизненное членство в парламенте с тем, чтобы, оставив президентское кресло, он мог остаться у власти без всяких выборов.


Один из политических оппонентов президента — депутат парламента, член движения “За отставку Акаева и реформы для народа” Адахан Мадумаров — заявил, что глава государства после проведения конституционной реформы, судя по всему, намеревается занять кресло спикера парламента.


По его мнению, неспроста Акаев безоговорочно согласился на проведение реформы, которая предполагает ослабление президентской власти и одновременно — существенное расширение полномочий парламента и повышение роли его спикера.


В течение двенадцати лет президентства Акаеву дважды удавалось искусно продлевать свой срок. Вот и теперь он совершает очередной политический маневр, чтобы остаться у власти”, — заявил Мадумаров журналистам.


По мнению известного публициста Алыма Токтомушева, президент, скорее всего, согласится с предложениями Конституционного совещания, однако затянет их реализацию до окончания своего президентского срока. “Реформа затянется до начала парламентских и президентских выборов 2005 года, что и нужно Акаеву, чтобы отработать свой срок и, по возможности, сразу пересесть в кресло спикера”, — утверждает Токтомушев.


Представители правительства отвергают предположения о том, что попытки осуществить конституционную реформу предпринимаются политическим руководством для того, чтобы получить временную передышку от наступлений демонстрантов, а также подготовить правовую почву для обеспечения пожизненной власти Акаеву.


Так, первый вице-премьер правительства Курманбек Осмонов утверждает, что решение о проведении конституционной реформы является логическим продолжением политики президента Акаева по демократическому преобразованию общества и государства. Он уверяет, что нынешняя сложная политическая ситуация в Кыргызстане просто ускорила принятие этого решения.


Акаев — не тот человек, который сразу после окончания своего президентского срока пересядет в кресло председателя парламента. Не надо забывать, что Акаев — единственный президент в странах Центральной Азии, который твердо заявил о том, что не будет выдвигать свою кандидатуру на следующих президентских выборах”, — подчеркнул Осмонов в интервью контрибьютору IWPR.


Некоторые аналитики полагают, что пока еще рано судить о достоинствах и недостатках пакета реформ. Как заявила контрибьютору IWPR шеф-редактор газеты “Моя столица — новости” Рина Приживойт, “темных пятен еще достаточно, и не исключено, что в окончательный текст нашей очередной Конституции вкрадутся малоприятные сюрпризы”.