Тотальное молчание

Сон Аблая сбывается


О том, что народ безмолвствует, неоднократно заявляли и СМИ, и представители оппозиции, об этом написаны сотни статей, в которых анализируются причины затянувшегося молчания. Но почему ничего не говорят наши писатели, чего-то выжидают или просто смирились с существующим положением вещей? Свое мнение и оценку этому высказал на страницах газеты “Начнем с понедельника” Герольд Бельгер: “Писатель виноват перед своим народом в большей степени. Потому что он должен быть всегда с ним и высказывать думы и чаяния, боль своего народа. Это элементарно. Это первородная его задача. В наше трудное и сложное время он должен быть прежде всего даже не столько сугубо “чистым” художником, который очень красиво и изящно описывает там лужи, дождь или снег, сколько ярким общественно направленным публицистом, затрагивающим трепещущую боль своего народа. А у нас сейчас что происходит? Заблудились в дебрях истории, никак не могут с Чингисханом определиться, другие никак не в состоянии выбраться из 12-канатных юрт родовых ханов, биев, султанов, беков. Третьи строчат-стряпают длинные исторические статьи, которые никто одолеть не в состоянии. Еще кто-то перепевает древний “а-ляу-ляй”. А о том, что вокруг творится, кто писать будет?” На вопрос корреспондента, что ожидает нашу литературу лет через пять, публицист ответил так: “Я, например, вхожу в комиссию по государственным премиям в литературе. Если сравнить, что было 10-15 лет назад и что происходит сейчас, то сбывается абылайский сон. Если раньше претендовали на государственную премию арыстаны, тигры, потом – волки, потом – лисицы и так далее, то сейчас претендуют на эту премию уже мыши. (Да не обидятся мои коллеги.) А дальше мышей я уже не знаю. Дальше, видно, пойдут бака-шаян и курт-кумырска. Ей-ей! Я имею в виду и жанр, и вообще мировоззрение, и тираж книги. Ну, скажите, что за лауреат госпремии, если его книга выходит тиражом в 500 или 1000 экземпляров? Книжка, как говорят казахи, биттiн кабыгындай, а мысли, идеи ее помещаются в ореховую скорлупку… По соискателям я вижу, как явно деградирует литература. Лет через 5-10 будет намного хуже”, — считает писатель, который, по его словам, “чувствует себя казахом”. И его гневные выступления, блистательные по форме, будь то на немецком, казахском или русском языках, не оставляют сомнений, что это действительно так. Еще один горький парадокс, когда тревогу и боль за судьбу народа высказывает “казахонемец”, как назвал Г. Бельгера Галымжан Муканов. Казахи же по рождению либо молчат, либо “торгуют честью и совестью, по-мелкому подличая и угождая. Ни сном, ни духом не ведают, что такая “позиция” обернется против них же, против их детей и внуков. Ай, что тут говорить! Разговор, как говорит мой отец, в пользу бедных…”


Если люди, которых раньше называли “совестью народа”, сейчас просто сдали свои гражданские позиции, то власть молчит по другой причине, считает “Эпоха”. Причем речь идет о качестве и количестве информации на сайтах правительства, премьер-министра и Президента РК. “Открытость чревата уничтожением того налета таинственности, который очень ценится нашими чиновниками”, — считают журналисты, поэтому и беден наш “и-нет” новостями с Олимпа: “Имангали Тасмагамбетов практически сразу после своего прихода в премьеры пообещал, среди прочего, создать правительственный сайт в интернете. Заявил об этом громко и даже в общих чертах его обрисовал. Однако масштабное электронное полотно так и осталось лишь в премьерском словесном эскизе”. Есть во всемирной паутине “страничка president.kz, только к президенту она имеет весьма опосредованное отношение: почему-то на ней больше сообщается о государственном и политическом устройстве Казахстана, о его истории и т.д., а президент представлен лишь фотографией и своим приветственным словом к посетителям сайта. Впрочем, на этой страничке приведены тексты ежегодных посланий президента к народу Казахстана”. Но на “говорящую голову” наши соотечественники насмотрелись уже по телевизору. Так почему же власть не идет на контакт даже через виртуальное пространство? К слову, в соседней России ситуация совершенно иная. “Взять хотя бы сайт президента. Тут есть все – от его биографии до расписания предстоящих государственных дел. Есть полнейший архив всех выступлений президента, всех подписанных им когда-либо документов – от законов до помилований. Есть даже фотоальбом президента, где размещены фотографии, сделанные и на официальных встречах, и на отдыхе в кругу семьи… Но куда важнее, что на сайте масса информации, которая наглядно демонстрирует политические приоритеты президента, и для этого не надо перелопачивать кипы газет и журналов в поисках материалов на эту тему. С президентского сайта можно отправить электронное письмо “самому”, а также почитать, что ему пишут другие”. Еженедельник похвалил и официальную страничку российского правительства, заметив, что Кабмин РФ не в пример нашему заботится о поддержании своего имиджа: “Недавно в российской прессе прошло сообщение, что МИД России организовал в интернете “открытую линию”, с помощью которой можно задавать мидовцам любые вопросы и, главное, быстро получить ответ”. Но разве казахстанцам не о чем спросить свое правительство? Или министры опасаются слишком острых вопросов? Однако страусиная политика еще никому не делала чести и никого не спасала. Как бы там ни было, “правительство предпочитает быть виртуальным, не пользуясь услугами интернета”.


А о том, какова судьба тех, кто посмел-таки высказаться, поведала та же “Эпоха”. Группа депутатов смогла пробиться в колонии общего режима, где содержатся заключенные Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов: “Увиденное и услышанное напрочь отмело слухи о привилегированной тюремной жизни лидеров ДВК. Они содержатся в камерах, набитых до отказа. У Г. Жакиянова в камере около 30 человек, у М. Аблязова – 40, они лишены элементарных санитарно-гигиенических условий. Горячая вода здесь роскошь, канализация не работает. Что же касается питания, то стоит тюремная баланда 75 тенге в день. У заключенных Кус-Муруна в камерах кровати одноярусные, Аблязову же в этом отношении не повезло: в Гранитном они двухъярусные… Среди осужденных очень много больных туберкулезом, есть и вич-инфицированные”. Депутаты подтвердили, что руководство колоний всячески придирается к осужденным лидерам ДВК. “На пресс-конференции, которую провел Толен Тохтасынов по возвращении в Астану, он сообщил журналистам, что в колониях, насколько это было возможно, произвел видеосъемку. Остается надеяться, что этот видеодокумент станет достоянием мировой общественности”, — заключает издание.



И вечный бой, покой им только снится…


Каждый раз как впервые начинает свою борьбу с оппозицией Эрик Хайдарович – все тот же пыл, и те же приемы. Редактор “Доживем до понедельника” в своей неподражаемой манере поведал о том, как прошла конференция ДВК и РНПК, на которой Акежан Кажегельдин был заочно принят в ряды Демвыбора. И подписался Нуршин соответственно – “майор Пронин”. Впрочем, постоянные ссылки автора на некие “особо доверенные специсточники” не оставляют сомнений, что сведения свои он получает от безликих наблюдателей “в штатском”, которые обязательно присутствуют на собраниях оппозиции. В этом же номере он в очередной раз возмутился тем, что до сих пор издается газета “Экономика. Финансы. Рынки”, “которая должна была приостановить свою деятельность из-за нарушения закона РК. Но газета почему-то до сей поры продолжает публиковаться, и не подпольно, как это бывает обычно в таких ситуациях, а наоборот в открытую, мол, пусть попробуют хоть пальчиком тронуть. Эти откровенные закононепослушания заставляют нас думать о самом худшем в адрес блюстителей закона…


А “Караван” тем временем продолжает свои уже порядком всем поднадоевшие сказочки с обязательной атрибутикой: в каждой из них присутствуют цифры 3 и 1. Осталось только ввести постоянную рубрику.