Балташ Турсумбаев: Важна не формальная сторона объединения… Важны согласованные действия!

Конструктивные мысли об объединении оппозиции

— Балташ Молдабаевич, что Вы можете сказать о современной экономической политике, которую проводит власть и вообще о состоянии экономики сегодня?


— Вы знаете, начну с маленького примера. Я долгое время работал в сельском хозяйстве. Когда-то, еще в советские времена, я был директором совхоза в северо-Казахстанской области. И вот не так давно мне пришлось побывать именно в этом совхозе, где я раньше директорствовал. И что я увидел? Все объекты, построенные в мою бытность – Дом культуры, двухэтажная школа и т.д. – полностью до фундамента разобраны. То есть этих объектов больше не существует, в селении остались только жилые дома. В Доме культуры была неплохая библиотека. Когда я спросил о ее судьбе, мне ответили, что ее забрал завхоз и целый год использовал в качестве топлива… Видите, до чего мы дожили – уже жгут книги вместо дров! Вот так наше село мы довели до полного упадка. О каком возрождении можно говорить, о какой духовности, сохранившейся в сельской глубинке, если мы сожгли свою духовность! Представляете теперь, сколько нужно вложить средств в село, чтобы восстановить все хотя бы до “советского уровня”.


Про состояние нашей промышленности много и правильно говорили разные люди до меня. В Казахстане уже практически нет своих доходных промышленных объектов – все они принадлежат иностранным инвесторам и частично так называемым “племянникам”. Какая доля принадлежит последним я не знаю, но думаю, что небольшая. А доходными являются, естественно, добывающие отрасли, которые экспортируют сырье через оффшоры, в которых и оседает большая часть прибыли. Импортозамещающие программы на деле не реализуются и остаются на уровне популистских заявлений власти, в действительности ничего конкретного не делается. Иностранные инвесторы в казахстане совсем не стремятся к развитию производства, а стараются из доставшихся им по дешевке и за взятки основных фондов выжать максимум прибыли, не вкладывая средств в обновление фондов. Посмотрите, во что превратили индусы город Темиртау. Если раньше это был чистый и уютный город металлургов, то сейчас этот город у всех в Казахстане ассоциируется только со СПИДом и наркоманией, особенно среди детей и подростков.


Так что в целом вся экономика находится в катастрофическом состоянии, а экономическая политика существует только на словах. Да и как она может проводиться, если теперь все основные собственники не являются гражданами Казахстана.


— Да… Не радостно что-то… Вы ведь долго работали во властных структурах на ответственных постах. Скажите, как Вы оцениваете кадровую политику?


— Кадровая политика… Какая может быть кадровая политика, если люди во власть подбираются по принципу личной преданности своему хозяину. Когда профессиональные качества при отборе не играют никакой роли. Да Вы посмотрите хотя бы на то, кто из властных политиков может выступить публично. Сам президент, да его советник Ертысбаев, который еще неизвестно больше чей – провластный или оппозиционный. Не думаю, что при его активности он еще долго задержится во власти. Остальные властные политики вообще боятся общения с оппозицией. Вот такие у нас кадры во власти! Под стать всем остальным сторонам общественной жизни в Казахстане! И стоит ли удивляться, почему у нас все так плохо?


— Да уж, что плохо, то плохо… Но давайте теперь плавно так перейдем к политике. Конкретно, к партийным делам. К ДВК. К закону новому о партиях. Что Вы об этом думаете?


— Конечно же ничего хорошего. Новый закон о партиях уже охарактеризован практически всеми, кто только мог что-то сказать по этому поводу. Конечно, я присоединяюсь к единому мнению оппозиции и авторитетных международных организаций, тут ничего нового не скажешь.


Что касается ДВК… Несомнено, ДВК должен стать центром оппозиционной борьбы с режимом. Хотелось бы немного сказать об объединении оппозиции – сегодня это очень актуальный вопрос. Речь идет прежде всего об Акежане Кажегельдине и его РНПК, а также и о других, не вошедших в ДВК, в том числе и обо мне. Я считаю, что именно формальная сторона объединения не важна. А важно единомыслие в борьбе за политическое реформирование, важна согласованность программы и основных действий. Важно не предавать друг друга, не устраивать информационных войн и разборок друг с другом. Наша общая цель – политическая реформа Казахстана. А уж дальше кому быть у власти — решит народ путем прямых и честных выборов. Скажите, так ли важно, является ли Акежан Кажегельдин членом ДВК или нет, если он согласованно выполняет ряд функций вместе с ДВК? Думаю, что нет. То же касается и меня, и других “не вступивших”. Сейчас важно всей оппозиции договориться об общей переходной программе и согласовать стратегию и тактику оппозиционной борьбы. Надо добиться прежде всего честных выборов, сформировать парламент, а только затем приступить к реформированию политической системы. И здесь между различными группами оппозиции появятся разногласия во взглядах на реформирование. И это естественно. А уж решать, по какому пути мы пойдем дальше, будет народ путем прямых выборов из предложенных ему программ. Политическое реформирование Казахстана неизбежно. Если оппозиция объединится на изложенных мной принципах, то это только ускорит процесс, который в противном случае может затянуться.


Здесь хочется и покритиковать ДВК. Дорогие друзья, к сожалению, Вам не удалось сохранить тот высокий накал борьбы, который присутствовал во время судебных процессов над Мухтаром Аблязовым и Галымжаном Жакияновым. Нужна прежде всего согласованная программа действий по вызволению незаконно осужденных лидеров из заключения. К сожалению, прошедшую на днях конференцию ДВК нельзя назвать эффективной. Она не решила вопросов как выработки стратегии по освобождению лидеров движения, так и вопросов консолидации оппозиции. Вместо этого, на радость власти, на конференции возникли конфликты по вопросам объединения. Да и сам Кажегельдин тоже выступил совсем недавно со своим интервью далеко не лучшим образом. Но еще не поздно прислушаться к моим словам. Забудьте взаимные обиды, спрячьте свои амбиции, ведь от ваших действий зависит судьба Казахстана. Что бы я предложил конкретно? Я бы предложил всем оппозиционным лидерам собраться неформально и повести речь не о том, кто куда должен вступить, а о том, кто что сделает на благо общего дела. И если такое собрание состоится, и если такая договоренность будет достигнута, то мы в ближайшее время можем от митинговых разговоров перейти непосредственно к делу. В этом сегодня и состоит суть момента!


— Балташ Молдабаевич, в чем все-таки состоит непосредственно Ваша политическая деятельность? Каковы Ваши политические взгляды? Каковы Ваши ближайшие планы?


— Я считаю, что сегодня первостепенной задачей является реформирование политической системы. Здесь я солидарен полностью с нашей оппозицией и здесь я буду по мере моих сил и возможностей ей помогать. Вы, наверное, понимаете, что у меня, как и у каждого человека, есть свои личные пристрастия – кого-то из оппозиции я люблю и уважаю, а кого-то просто не люблю. Но я – политик, и сегодня готов пожертвовать всеми своими личными пристрастиями ради общего дела. Я готов конструктивно сотрудничать с любым другим политиком или политическим движением в деле реформирования политической системы Казахстана.


По своим политическим взглядам я отношу себя ближе к евразийцам. Конечно, далеко не все взгляды современных евразийцев я разделяю. Но мне импонируют в евразийстве глубокие теоретические проработки, которых нет у движений западно-либерального толка, слепо копирующих западные политические стандарты. У современных евразийцев достаточно конструктивно проработаны буквально все аспекты – от геополитики до экономики, экологии и масс-медиа. Мне не очень нравится у евразийцев некое обостренное отношение к Западу, скорее враждебное. Я нормально отношусь к Западу, но, конечно, не могу принять всех его ценностей, его масс-культуры, его стремления к индивидуализму. Я согласен с евразийцами, что на пространстве Евразии сформировался тип людей, имеющих одинаковую ментальность, одинаковые ценности, весьма отличные от ценностей Запада. Я солгласен с ними в том, что необходима интеграция стран постсоветского пространства. Необходима интеграция Казахстана прежде всего с Россией. Про евразийство можно много говорить, но я думаю, что рамки этого интервью не позволяют мне этого сделать.


И последнее о моих планах. Я намерен в политическом смысле продвигаться, опираясь все-таки на идеи евразийства. В очень недалеком будущем я намерен создать фонд, который будет заниматься исследованиями по Казахстану и Средней Азии. Этот фонд в конечном счете должен выработать программу, которая потом может лечь в основу политического движения. Но это в будущем. А сегодня я почти во всем разделяю идеи оппозиции и готов с нею тесно сотрудничать.