Живые и мертвые (Обзор российской прессы)
Горькая победа
Газеты переполнены подробнейшими описаниями штурма Театрального центра, интервью с заложниками и освободившими их спецназовцами, репортажами из больниц, куда доставили сотни освобожденных, отравленных неизвестным секретным газом.
Специалисты считают, что в непосредственной гибели заложников усыпляющий газ повинен больше, чем террористы. Так Лев Федоров, президент союза \»За химическую безопасность\», считает, что получился явный перебор по дозе примененных веществ. \»Штурмующие достигли цели в том смысле, что зал уснул, и они перестреляли своих врагов. Но заложников надо было немедленно спасать. А штурмующие, видимо, в зале никому помощи не оказывали, а уже на улице кому-то кололи антидот, а кому-то нет\», — сказал Федоров \»Известиям\».
Другой медик в той же газете высказал мнение, что в принципе для врача \»Скорой помощи\» на первом этапе знать отравляющее вещество необязательно. Для него определяющим является состояние пострадавшего, симптоматика. Важно оказать помощь как можно раньше. А тяжесть состояния освобожденных заложников зависела прежде всего от тяжелого стресса, в котором они находились больше двух суток, голода, обезвоживания и от вызванного всем этим обострения хронических заболеваний, полагает специалист.
Бывший командир \»Альфы\» Виктор Карпухин в интервью \»Известиям\» оценивает действия спецназа ФСБ как отличные. На вопрос о том, был ли приказ не брать пленных, он отрубил: \»Какие, к чертям, пленные?! Увидел врага, убей его! Убей, пока он не убил тебя, не убил заложников и не взорвал привязанную к животу взрывчатку. Все бандиты были ликвидированы выстрелами в голову или в сердце.\».
Но он считает, что Россия не гарантирована от повторения подобных актов. \»У террористов в Москве, и не только в Москве, существует мощная разветвленная террористическая сеть. Продажные чиновники и сотрудники правоохранительных органов пособничают бандитам, за взятки выправляя им любые документы, сдавая помещения для создания складов с оружием и взрывчаткой. Надо страну хорошенько \»почистить\» от врагов и их пособников\», — без обиняков высказывает свое мнение заслуженный \»альфовец\».
\»Время новостей\» считает, что \»с общечеловеческой точки зрения события на улице Мельникова закончились трагедией — уже вчера счет погибших заложников перевалил за сотню, а сегодня-завтра, по мнению специалистов, может приблизиться и к 150. Однако профессионалами итоги проведенной в Москве операции единогласно были признаны вполне успешными.\» В неофициальных беседах представители самой ФСБ заявили, что их спецназ сработал на \»четыре с плюсом\», иностранные спецслужбы назвали действия бойцов \»Альфы\» и \»Вымпела\» вообще \»отличными\», пишет газета. По словам экспертов, эти оценки основаны на принятых в мировой практике борьбы с терроризмом аналитических выкладках. Согласно им, удачной \»силовая\» операция по освобождению заложников может признаваться при спасении не менее 80% захваченных людей.
Противоречивые выводы
В своей обобщающей статье все те же \»Известия размышляют об уроках трагедии, развернувшейся в центре Москвы. \»Мы можем стать нацией, объединившейся против общей напасти — терроризма. Но это требует от нас не только мужества, но и гражданской ответственности, дисциплины и главное — настоящей, эффективной демократии. Мы должны выиграть эту войну, не переходя на военное положение. Переход на военное положение — это и будет общенациональная катастрофа. И будет достигнута цель террористов: загнать русскую нацию прикладом в казармы\», — говорится в статье.
То, что сказал президент в телеобращении к нации о сплочении могло бы перерасти в некий новый общественный договор между властью и народом, который мог бы стать основой единства нации, считает автор. Без него страна будет способна выигрывать лишь отдельные бои, но проиграет главную битву — за собственное будущее, пишет он.
По итогам октябрьских событий в Москве, призывает статья в \»Известиях\», должно быть проведено общественное или парламентское расследование на манер того, что проводилось в тех же США после 11 сентября. Должен быть обязательно получен ответ на вопрос: как могли правоохранительные органы пропустить появление четырех десятков чеченцев и арабов в центре Москвы с десятками килограммов взрывчатки и оружия?
\»Граждане страны Россия — это вполне вменяемые люди, чтобы не опускаться в общении с ними до вульгарного тоталитаризма, полицейских репрессий или пренебрежительного умолчания-полуправды, сколь бы ни велик был сейчас соблазн сделать ставку на органы\», — пишут \»Известия\». — \»Государству не надо бояться человека без ружья — что граждане не поймут, ибо не доросли до восприятия правдивой информации. В противном случае оно останется один на один с террористами. А все прочие станут заложниками\», — заканчивает свои размышления газета.
\»Что поразительно — президент Путин в своем субботнем обращении к нации ни слова не сказал про Чечню. Как будто война, которую Россия ведет в Чечне уже восемь лет с небольшими перерывами, не имеет к произошедшему отношения\», — пишет в небольшой, но очень острой статье \»Московский комсомолец\».
Судя по словам Путина, единственная причина очередной страшной трагедии, которая произошла в Москве, это международный терроризм, продолжает газета. А настоящая причина теракта в том, что просто какие-то зверские бородатые рожи где-то там в своих исламских государствах затевают заговоры, накручивают людей, делают из них камикадзе и отправляют к христианам — мучить их, убивать и ставить на колени посредством террористических актов.
\»Совершенно очевидно, что власти сейчас стараются \»замылить\» первопричину происходящего — войну в Чечне, равно как и всю политическую линию, которая проводится на протяжении многих лет в отношении республики. Стараются заместить ее в общественном сознании абстрактным врагом — международным терроризмом, который нападает на нас просто потому, что от природы так устроен\», — считает \»Комсомолец\».
Если не смотреть правде в глаза и лечить не причину болезни, а ее последствия, то никогда не вылечишься. Последствия болезни так и будут проявляться и продолжать потрясать терактами — еще более страшными и уже с противогазами, предупреждает газета.
Что делать?
Как сообщает \»Время новостей\», глава Чечни Ахмад Кадыров удовлетворен исходом специальной операции в Москве. По его мнению, такое развитие событий снимает вопрос о переговорах с Асланом Масхадовым и другими лидерами вооруженного сопротивления. \»Если бы постарались мирно договориться с террористами, как это было в Буденновске, то подобный захват заложников повторился бы потом и в другом месте\», — считает Кадыров. Нынешний глава республики давно говорит о нецелесообразности политических контактов с руководством Ичкерии. На этот раз он сумел обеспечить себе видимую общественную поддержку, пишет газета: в субботу и воскресенье в Чечне прошли митинги, на которых президента Ичкерии впервые объявили врагом чеченского народа и потребовали его немедленного ухода из республики.
Совсем иного взгляда на роль Масхадова придерживается обозреватель \»Новой газеты\» Борис Кагарлицкий. Те, кто захватил заложников в Театральном центре, требовали прекращения войны. Близкие к власти политические комментаторы дружно заявляют, что эти требования невыполнимы. \»Между тем вопрос вовсе не в том, будет ли прекращена война, будут ли выведены войска. И то, и другое все равно придется делать. Если не сегодня, то позднее — после еще нескольких катастроф. Вопрос в другом: как?\» — пишет он.
Прекращение войны — сложный процесс, указывает обозреватель. Тем не менее для того, чтобы его начать и проявить политическую волю и готовность к миру, достаточно одного политического заявления президента России.
\»Каждый раз, когда в Чечне что-то происходит, нам говорят: виноват Масхадов. Каждый раз, когда заходит речь о мире, нам объявляют, что Масхадов ничего не контролирует. Но в том-то и специфика партизанской войны, что нет единого оперативного командования, но может быть общепризнанное политическое руководство\», — указывает Кагарлицкий.
Он предлагает избрать представительные органы республики. Именно с этими свободно и честно выбранными органами власти предстоит вести окончательные переговоры о статусе Чечни. Если выборы будут проведены под международным контролем и признаны обеими сторонами, Масхадов может передать свои полномочия.
Возможны и другие механизмы формирования мирного конгресса, продолжает автор. Главное, чтобы он был представителен, чтобы его признавало большинство населения республики и действующих на ее территории вооруженных формирований. Без согласия Масхадова сделать этого нельзя, но, судя по целому ряду сигналов, Масхадов готов поддержать подобное решение.
Кагарлицкий согласен, что международные миротворческие силы — не самое приятное для России решение, на которое, тем не менее, надо пойти. Только присутствие миротворцев позволит решить двуединую задачу вывода войск и разоружения партизан. \»Масхадовская сторона уже заявила, что на переходный период готова согласиться даже на прямое президентское правление из Москвы. Очевидно, что это дает серьезный шанс президенту Путину для урегулирования конфликта\», — считает автор \»Новой газеты\».
Обзор подготовил Евгений Янушевич, Служба мониторинга Би-би-си
Стивен Диэл, обозреватель Би-би-си
Испытание для Путина
Владимир Путин, как и все его соотечественники, должен испытывать чувство облегчения от того, как завершилась московская трагедия. Большинство заложников удалось спасти.
Однако вопросы остаются, и вопросы эти крайне неприятны для российского президента.
Самый очевидный из них — как мог произойти захват здания чуть ли не в самом центре Москвы при всем при том, что люди кавказской наружности уже давно рассматриваются в российской столице как заведомо подозрительные?
Бывшему работнику КГБ, нынешнему президенту России придется задуматься, каким образом в здание театра могло быть принесено столько взрывчатки, если проверки на общественном транспорте и на дорогах стали обыденными в жизни москвичей.
Увольнения в ФСБ и МВД практически неизбежны. Однако вопрос внутренней безопасности, хотя и важный сам по себе, все же бледнеет перед главной проблемой: что дальше делать с Чечней?
Что дальше?
Захват здания театра в Москве вновь обратил внимание всего мира на эту российскую республику. Более того, московская трагедия почти уничтожила все то, что президент Путин выдавал за успехи в решении чеченского вопроса.
Ясно, что утверждения российских властей о том, что ситуация в Чечне под контролем — не более чем нонсенс. Впрочем, никто особенно и не обращал уже внимания на эти утверждения — до тех пор, пока не случилось то, что случилось.
Теперь Путин снова под прессом — с Чечней надо что-то делать.
Вариантов немного. Президент может приступить к еще более решительным военным действиям. Или вступить в той или иной форме в диалог с представителями чеченских сепаратистов.
В случае выбора первого варианта Владимир Путин покажет, что он не много понял из того, в чем на самом деле состоит проблема Чечни. У президента — деморализованная армия, которая уже осуществила в Чечне значительные нарушения прав человека и показала, что не в силах справиться с тем типом сопротивления, который оказывают ей группировки чечнцев, использующие гористую местность юга республики.
Поэтому диалог выглядит более предпочтительным выбором. Но это ставит окружение Путина и его самого в унизительное положение — разговаривать придется с Масхадовым, которого Москва сначала признала законным президентом Чечни, а потом заклеймила как террориста.
Есть и третий вариант. Продолжать действовать, как действовали в последний год. И если этот вариант будет выбран, решение чеченской проблемы оттягивается на неопределенный срок.
Российские солдаты будут продолжать гибнуть в Чечне.
Последние события в Москве показали: война, такая далекая, может в один момент подойти к самому порогу домов мирных москвичей.
Захотят ли они и дальше с этим мириться? Это вопрос, который также должен учитывать российский президент.
ВВС
Ахмед Закаев: Чеченские боевики могут организовать новые теракты
Чеченские боевики могут организовать новые теракты, если Москва не прекратит войну в Чечне. Об этом заявил Ахмед Закаев, спецпредставитель Аслана Масхадова на переговорах с Россией, в телефонном разговоре с корреспондентом Reuters. Закаев сейчас находится в Копенгагене, куда он приехал для того, чтобы принять участие во \»Всемирном чеченском конгрессе\».
Впрочем, Закаев заявил, что Масхадов не имеет отношения к московскому теракту.
\»Это еще хорошо, что они не захватили атомную станцию. Это могло быть гораздо более страшной катастрофой. Мы не можем гарантировать, что что-то подобное не произойдет вновь\», сказал Закаев.
Закаев сообщил, что чеченскому руководству было ясно, что российская армия не выведет свои войска с территории республики.
Только переговоры между Москвой и Масхадовым могут положить конец чеченской войне, отметил Закаев.
Грани.Ру
Аслан Масхадов: Я непричастен к захвату заложников
Аслан Масхадов заявил, что непричастен к захвату заложников в Театральном центре на Дубровке. Он возложил вину за кровопролитие на российские власти, сказав, что действия российских войск в Чечне привели народ к отчаянию. Это и стало причиной организации террористического акта, сообщает Газета.Ру со ссылкой на сайт чеченских боевиков.
В опубликованном на сайте заявлении, Масхадов говорит, что \»с тревогой\» следил за развитием событий в Москве. Кроме этого, он заявил, что от его имени к чеченцам, удерживавшим заложников в театре обращался Ахмад Закаев.
Между тем сам Мовсар Бараев, в интервью, данном накануне телекомпании НТВ, заявил о санкционированности теракта военным командованием Чечни, к которому он отнес \»военного эмира\» Басаева и \»президента республики\» Масхадова.
Грани.Ру
Султыгов: Устроители \»Всемирного чеченского конгресса\» знали о предстоящем теракте
Спецпредставитель президента России по соблюдению прав и свобод граждан Чеченской Республики Абдул-Хаким Султыгов считает, что устроители \»Всемирного чеченского конгресса\», проведение которого намечено в Дании 28 октября, знали о предстоящем теракте в Москве.
\»Устроители этого конгресса готовили международное сопровождение требований террористов\», — сказал спецпредставитель президента, сообщает Интерфакс.
Он назвал \»выходящей за всякие рамки международной этики\» позицию Дании, которая, по его сведениям, вплоть до вчерашнего дня продолжала выдавать визы участникам конгресса.
\»Этот \»конгресс\» представляет собой сборище пособников террористов
Грани.Ру
Докладчик ПАСЕ по Чечне и депутат бундестага Рудольф Биндинг считает, что Путин даёт далеко не полную информацию о конфликте в Чечне. В Москве мы наблюдали только фрагмент конфликта, который пока далёк от разрешения.
Рудольф Биндинг высказал в интервью радиостанции \»Дойчландфунк\» надежду на обещание Путина начать в Чечне некий политический процесс. Путин заявляет, что в республике снова должны заработать органы юстиции и местная администрация. Однако при этом Путин пытается вынести за скобки сторонников Масхадова. По мнению Биндинга, Путин просто игнорирует тот факт, что в Чечне помимо прочего речь идёт о национальном сопротивлении. В этой связи, говорит Биндинг, европейские страны должны повлиять на Путина и постараться убедить его в том, что Масхадов может участвовать в политическом разрешении конфликта или, по крайней мере, в поиске возможностей для начала переговоров. Пока что Путин к этому не готов.
Нельзя допустить депортации чеченцев в Россию
По мнению Биндинга, чеченская проблема — не вопрос двусторонних отношений между Германией и Россией, стратегия должна быть согласована в рамках общеевропейской политики безопасности. В этом должны участвовать организации, которые могли бы выступить посредниками. Например, ОБСЕ и Совет Европы должны активнее включиться в этот процесс. Это необходимо, потому, полагает Биндинг, что жестокость в Чечне – а возможно и в других регионах России – будет прогрессировать. Не исключено, что теракты возможны в других странах. Здесь есть важный момент, который касается Германии – на фоне роста античеченских настроений, который произойдёт сейчас в Российской Федерации, нельзя допустить того, чтобы чеченцы, бежавшие в ФРГ, депортировались обратно в Россию. Конечно, этот вопрос – только часть большой проблемы, но он тоже важен. Путин и сам счел необходимым предостеречь россиян от чрезмерных эмоций в отношении чеченской диаспоры. Таково мнение члена фракции СДПГ германского бундестага, докладчика ПАСЕ по Чечне Рудольфа Биндинга.
Немецкая волна