Они на узбекско-казахстанской границе раздаются не первый раз. И только на прошлой неделе наши дипломаты услышали их эхо, когда от пуль узбекского пограничника погиб казахстанский гражданин. В минувшую пятницу государственный секретарь — министр иностранных дел Касымжомарт Токаев вручил ноту послу Республики Узбекистан Турдыкулу Бутаярову.
В ней было обращено внимание на участившиеся в последнее время случаи конфликтных ситуаций на казахстано-узбекской границе. Напомним, что ранее, 6 ноября, узбекские пограничники при попытке задержания ранили гражданина Казахстана Эльмурата Байтурганова, который скончался в больнице. Этот инцидент стал поводом для проведения специального брифинга спикером мажилиса парламента Жармаханом Туякбаем. В частности, он отметил, что присутствует множество фактов грубого обращения узбекских пограничников с казахстанскими гражданами. Такие инциденты Ж.Туякбай расценивает как \»вызов и провокацию, направленные на дискредитацию отношений между братскими соседними странами\».
Как сообщалось, в сентябре этого года главы государств Узбекистана и Казахстана в результате обоюдовыгодных уступок части своих территорий подписали итоговый документ о завершении делимитации совместной государственной границы протяженностью около 2,1 тыс. км. Однако граница между обеими республиками еще не демаркирована, и жителям приграничных территорий еще трудно привыкнуть к тому, что они живут в разных государствах.
В ноте казахстанского МИДа было отмечено, что подобные действия узбекских пограничников не соответствуют добрососедским отношениям. По словам Т. Бутаярова, данным инцидентом сегодня занимается военная прокуратура Республики Узбекистан. Посол очень осторожно дал понять, что предстоит еще детально разобраться в том, кто виновен в убийстве казахстанского гражданина. Давать комментарии до окончания расследования дипломат отказался. МИД Казахстана предложил создать двустороннюю комиссию на уровне руководителей правоохранительных органов для проведения более тщательного расследования произошедшего инцидента. Тем более что по данному факту было возбуждено уголовное дело прокуратурой Южно-Казахстанской области. Узбекская сторона, по словам Т. Бутаярова, согласилась с казахстанским предложением.
Результаты последнего инцидента с убийством гражданина Казахстана не замедлили сказаться. По сообщениям информационных агентств, участок казахстано-узбекской границы в районе произошедшего инцидента перекрыт с казахстанской стороны войсковыми силами и средствами погранвойск КНБ РК, аналогичные меры по усилению охраны участка границы приняты узбекской стороной.
Однако, как сообщил директор пограничной службы Казахстана Болат Закиев, ни на одну единицу отечественные войсковые подразделения в районе границы увеличены не были. В связи с фактом контрабанды пограничники перешли на усиленный режим службы. Это обычное явление.
— Мы просто взяли данный участок под более жесткий контроль, — заявил Б. Закиев.
Усиливал ли Узбекистан свои воинские подразделения на границе, об этом нашу пограничную службу не информировали. Казахстанские военные также не заметили появления дополнительных нарядов с узбекской стороны. Усиленный режим охраны на данном участке границы сохранится еще некоторое время, вплоть до выяснения обстоятельств инцидента.
События на казахстано-узбекской границе можно трактовать по-разному. Не секрет, что это довольно проблематичный регион, история которого знает немало конфликтных ситуаций. В современности это проявилось в момент споров вокруг делимитации казахстано-узбекской границы, в чем подвизалось немало политиканствующих субъектов. После подписания президентами Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым в сентябре этого года договора о делимитации граница была провозглашена линией дружбы и добрососедства. Однако, как бы то ни было, это государственный рубеж, который требует исполнения надлежащих правил. Но люди привыкли за время существования единого государства условно воспринимать границы между республиками. И возможно, что погибший Э. Байтурганов вовсе не был контрабандистом в прямом смысле этого слова, а просто обменивался товарами с соседями. И вопрос в том: имели ли право узбекские пограничники открывать огонь по мирным людям? Кстати, это уже не первый случай стрельбы на границе военными соседней республики.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что прокуратура Южно-Казахстанской области потребовала от узбекской стороны возместить ущерб семье погибшего казахстанского гражданина и возбудить уголовное дело против шести военнослужащих спецназа пограничных войск РУ. По информации прокуратуры, погибший Э. Байтурганов не занимался контрабандой, а просто пас скот на узбекской территории. Каких-либо свидетельств его сопротивления узбекским военным не обнаружено. У погибшего осталось четверо малолетних детей. Это уже четвертый случай необоснованного применения огнестрельного оружия военнослужащими Узбекистана против мирных граждан РК.
\»Новости недели\» № 45 от 13 ноября 2002 г.