Как искали Аблязова

Дружинить будем?


“СолДАТ” сообщил, что в зоне, где отбывает наказание Мухтар Аблязов, начались новые провокации. 8 ноября “в помещение санчасти ворвалась группа оперативных работников зоны. В это время Аблязов гулял на улице – его не было в санчасти, где он проходил курс лечения. Оперработники УИС объявили, что ищут Аблязова. Уложили нескольких больных осужденных на пол, одного избили, затем начали проводить беспорядочный обыск в помещении, разбрасывая вещи больных, оскорбляя их, унижая достоинство людей. Более того, работники УИС избили работника учреждения – контролера, обвинив его в том, что он не заметил отсутствия в помещении Аблязова” — это только часть бесчинств, описываемых изданием. А начались они сразу после посещения зоны сотрудниками КНБ (два дня назад). “Накануне администрация учреждения усилила репрессии против осужденных, закрывая некоторых из них в штрафной изолятор и прямо объясняя, что ужесточение режима связано с нахождением в зоне Мухтара Аблязова”. Опасения за жизнь лидера ДВК возникли после того, как у одного из осужденных, который, по данным “СолДАТа”, является “доверенным человеком начальника учреждения А. С. Шевчука”, была обнаружена заточка. Причем ранее “тот же Шевчук в беседах с ним не давал никаких гарантий безопасности Аблязову, делая акцент на том, что “возможно все”. Последние акции в зоне лишний раз подтверждают слова оппозиции о том, что действия власти все больше становятся похожи на террор: она словно напоминает оппозиции, что у нее есть заложники – Аблязов, Жакиянов, Дуванов, и случиться с ними может всякое…


Полиция тем временем продолжает возрождать “добровольные народные дружины”. “В Бостандыкском районе Алма-Аты сегодня несут службу почти двести народных дружинников. В обязанности каждого добровольца, как и пятнадцать лет назад, входит охрана правопорядка на улицах и в общественных местах города… Ударную силу народной дружины составляют так называемые добровольцы. Большинство из них – студенты Казахского государственного университета, обучающиеся на юридическом факультете. Как и в прошлом веке, порядок службы для добровольцев из числа будущих юристов утвердили как обязательную повинность” (“Известия-Казахстан”). То есть, как всегда, отказаться “дружинить” вы, конечно, можете, дело ведь добровольное, да только на зачете или экзамене пеняйте на себя. А “АиФ-Казахстан” заинтересовались полномочиями, которыми наделены ДНД (в редакцию обратился человек, которого “дружинники” попытались обыскать): “Ни дружинник, ни патрульный полицейский не имеют права проводить обыск без соответствующей санкции. На сегодняшний день права и обязанности дружинников законодательно не закреплены. Сейчас в МВД готовится соответствующий законопроект, который в скором времени будет вынесен на рассмотрение депутатов парламента”. Вот такой вот казус – дружины уже действуют, а закон, регламентирующий их деятельность, еще не готов. И хотя сами полицейские утверждают, что “недостойных носить звание дружинника отсеивают на первом этапе подготовки”, рука почему-то так и тянется снять с ушей “лапшу”. Наверное, потому, что сами отсеивающие у нас особого доверия и любви не вызывают. Например, Сергей Злотников, исполнительный директор общественного фонда “Транспаренси Казахстан” в интервью “Новостям недели” так и заявил: “Возможно, ДНД – это полезно, потому что в советское время многие из нас участвовали в их работе, которая хотя и была формальной, но иногда приносила и пользу. Другое дело, что сейчас другие общественно-политические отношения…Это все достаточно проблематично. Стоит также оговорить участие граждан в общественном контроле за деятельностью органов правопорядка. Все мы являемся свидетелями их коррумпированности. Поэтому не мешало бы привлечь граждан к контролю за недобросовестными стражами порядка. Об этом, кстати, говорил и президент”.


В Приаралье — прирост


“Неожиданно резко в Аральском регионе увеличилось число тех, кого принято относить к категории бедных. Причем в некоторых аулах меньше чем за год количество новых бедняков возросло в полтора-два раза. Все они теперь получают адресную социальную помощь”, — сообщают “АиФ-Казахстан”. “Известия” уточнили ситуацию – дело в том, что в регионе увеличилось не только число бедных, а вообще – возросла численность населения. Причина – в экологически неблагоприятный регион едут люди из соседних областей. “По мнению специалистов казахстанского Минтруда, “секрет привлекательности” прост – людей влекут сюда те самые районные коэффициенты, которые позволяют получать повышенную относительно других мест зарплату и пенсию. И именно поэтому выбранный десять лет назад метод решения социальных проблем Приаралья, по мнению министерских специалистов, является тупиковым. Министр труда и соцзащиты Гульжан Карагусова, комментируя по просьбе казахстанских “Известий” эту проблему, высказала мнение, что “привязывать” людей к зоне экологического бедствия введением новых денежных пособий, по меньшей мере, нечестно”. Деньги, по ее словам, следует направить на оздоровление региона, а также “на переселение людей из совсем безнадежных в экологическом отношении мест”. В общем, скорее всего, льготы приаральцам отменят. Удивление вызывает, до чего все-таки охоч наш народ до халявы: Министерство труда и соцзащиты уже и буренок на каждом подворье посчитало, и подпольных миллионеров среди “малоимущих” выявило, так они теперь в зону экологического бедствия подались – и все лишь для того, чтобы урвать у правительства нашего многострадального лишнее пособие. Почему в погоне за копейками казахстанцам не страшны ни “соляная пыль” Приаралья, ни радиация Семипалатинска, издания почему-то не призадумались, а стоило бы.


Лорды – за свободу слова


Представители британского парламента озаботились проблемами казахстанских СМИ. “За десять лет независимости Казахстан добился фантастических результатов в развитии демократии, однако для участия в работе Совета Европы этого мало. Такое мнение высказал лорд Джон Уэверли на встрече с представителями казахстанских СМИ в Алма-Ате” (“Известия-Казахстан”). “Основной целью поездки делегации британского парламента в РК, сообщил барон Джон Киклуни, является проверка информации, полученной Советом Европы, о том, что в Казахстане не соблюдаются права человека, нарушаются принципы свободы слова и печати. Он отметил, что эта информация стала основным препятствием для получения Казахстаном статуса наблюдателя в Совете Европы. Уэверли сообщил журналистам, что Совет Европы весьма критически относится к положению прессы в РК. В частности, по его словам, в республике “чрезвычайно регламентирована деятельность прессы, выработано большое количество требований и правил, не допускается критика правительства”.