Я достаю из широких штанин…

28,7% алматинцев хотели бы иметь личное огнестрельное оружие

На прошлой неделе Алматы был потрясен вестью об убийстве заместителя председателя Госстандарта Нурлана Турысова и его супруги. Какие цели на самом деле преследовал убийца (или убийцы), выяснит следствие. Рядовые же граждане в очередной раз в шоке от того, как легко убить человека: в собственном доме, посреди белого дня… Невольно всплывают мысли о собственной безопасности. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” 18-19 ноября 2002 года, 78% алматинцев ощущают себя незащищенными от преступников.


Диаграмма 1


\"\"

В том, что большинство алматинцев не уверены в своей безопасности, повинны и острая криминальная обстановка в южной столице, и неверие населения в способность полиции оградить их от насилия. Согласно данным опроса общественного мнения об имидже правоохранительных органов, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” 24-25 августа 2002 года, 43,3% алматинцев оценили свою степень защищенности от насилия как низкую, а 21% — как крайне низкую. Достаточно защищенными себя чувствуют 33% респондентов, только 7,3% из которых оценили степень защищенности как весьма высокую. Сопоставление данных августовского ноябрьского опросов свидетельствует о том, что озабоченность горожан по поводу собственной безопасности за прошедшие 3 месяца выросла. Косвенно эти данные говорят о неверии граждан в способность правоохранительных органов обеспечить порядок и безопасность в городе.


Если гора не идет к Магомету… Другими словами, если полиция не в состоянии дать гражданам уверенность в их безопасности, то им приходится самим заботиться о себе. Может ли дать уверенность в личной безопасности наличие оружия? По данным опроса, 46,6% алматинцев были бы более уверены в своей безопасности, имея при себе огнестрельное оружие.


Диаграмма 2


\"\"


Количество тех, кто ощущал бы себя, располагая личным оружием, в безопасности и, напротив, не ощущал бы, практически равно: 46,6% и 49%.


При этом, как видно из приведенных данных, доля тех, кто чувствовал бы себя защищенным при наличии оружия (46,6%, диаграмма 2), более чем вдвое превышает количество тех, кто чувствует себя защищенным без всякого оружия (20,6%, диаграмма 1).



Однако при условии, что у всех граждан Казахстана будут пистолеты, винтовки и проч., доля уверенных в собственной безопасности снижается, хотя и не до исходного уровня:


Диаграмма 3


\"\"


В этих обстоятельствах все тот же каждый пятый чувствовал бы себя защищенным, в то время как доля тех, кто, напротив, перестал бы чувствовать себя в безопасности, возросла почти в 2 раза.


Таким образом, можно сказать, что лишь пятая часть населения южной столицы ощущает себя в настоящее время в безопасности вопреки любым внешним обстоятельствам, позитивным или негативным.


При этом люди опасаются, что с массовым распространением огнестрельного оружия, криминальная обстановка ухудшится, и вопрос личной безопасности встанет очень остро:


Диаграмма 4


\"\"


Четверо из пяти алматинцев уверены, что криминальная обстановка ухудшится, количество преступлений возрастет. Только 6% полагают, что массовое обладание оружием снимет остроту проблемы роста преступности.


В этом свете неудивительным выглядит то, что более двух третей алматинцев не стали бы приобретать личного огнестрельного оружия:


Диаграмма 5


\"\"


Однако почти треть (28,7%) алматинцев не отказалась бы иметь собственное боевое оружие.


Таким образом, существенная часть алматинцев предпочла бы вооружиться и чувствовала бы себя в большей безопасности, но не хотела бы, чтобы вооружены были все. Вооруженный должен быть более ответственен, чем невооруженный. Вероятно, на фоне многочисленных сообщений о преступлениях, совершаемых и без применения огнестрельного оружия, алматинцы не рискуют допустить, что все рядом с ними живущие ответственны. Этим объясняется тревожный прогноз горожан о росте преступности в случае массового приобретения гражданами огнестрельного оружия. Отсюда же следует простой вывод: для увеличения уровня безопасности более важен рост правосознания и ответственности наших сограждан, чем их вооружение. А для снижения тревожности насчет собственной безопасности важны не только снижение абсолютных и относительных показателей преступности, но и обоснованная уверенность в соседе. В Алматы, с его численностью населения, с огромным числом приезжих, временно проживающих и т.п., это, быть может, самое труднодостижимое.



В опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ± 5%.