Дом, в котором мы живем

9 из 10 алматинцев согласны с тем, что в Казахстане царит межнациональное согласие

На недавно прошедшей Ассамблее народов Казахстана президент Нурсултан Назарбаев высказал идею, что в парламенте республики и во властных структурах должны быть представлены представители всех этнических групп*, проживающих на территории республики. Идея сама по себе хороша, учитывая многонациональный состав населения Казахстана. И хотя Казахстан всегда позиционировал себя как страна, в которой царит полное межэтническое согласие, отношения между представителями разных этносов таят в себе скрытую, а иногда и явную напряженность. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” 11-12 ноября 2002 года, 8,4% алматинцев признают наличие в Казахстане межнациональных разногласий:


\"\"


Диаграмма 1


Однако 89,4% алматинцев считают, что в Казахстане существует межнациональное согласие. Незначительна доля затруднившихся ответить, 1,2% респондентов предпочли отказаться от ответа на этот вопрос.


Если посмотреть на ситуацию в межэтническом разрезе, то она выглядит следующим образом:


\"\"


Диаграмма 2


Как видно из приведенных данных, мнения респондентов разных этнических групп в целом совпадают. Можно отметить, что среди уверенно ответивших, что Казахстан не является страной межнационального согласия, наиболее высока доля этнических русских. Как и ожидалось, представители титульной этнической группы склонны более позитивно рассматривать межэтническую ситуацию в республике.


Несколько иная картина вырисовывается в ответах о существовании расовых и национальных предубеждений в Казахстане:


\"\"


Диаграмма 3


И ответы на тот же вопрос в распределении по этническим группам:


\"\"


Диаграмма 4


В целом ответы жителей Алматы, принадлежащих к разным этническим группам, не имеют значительных различий.


Сравнивая ответы респондентов на вопрос о расовых и национальных предубеждениях с оценкой наличия в Казахстане межнационального согласия, отметим, что доля респондентов, считающих, что расовые и национальные предубеждения в республике распространены, значительно выше доли тех, кто не согласился с тем, что Казахстан – страна межнационального согласия (см. диаграмму 1). Как истолковать это противоречие? Вероятно, наличие предубеждений против представителей иной этнической группы для массового сознания не означает обязательного нарушения межнационального согласия. Иными словами, межнациональное согласие, следуя общественному мнению, есть в обществе до тех пор, пока нет явного конфликта между этническими группами.


На вопрос, люди какой национальности преобладают в окружении респондентов, почти три четверти алматинцев ответили, что общаются с представителями всех этнических групп, не отдавая предпочтения людям ни своего, ни какого-либо другого этноса:


\"\"


Диаграмма 5


Итак, 16,3% алматинцев предпочитают общаться с людьми своей этнической группы. Каждый десятый житель южной столицы имеет в своем окружении большей частью людей иной национальности. В распределении по этническому признаку обращает на себя внимание, что респонденты других этнических групп, нежели русские и казахи, имеют среди друзей и знакомых больше лиц одной с ними национальности. Среди русских наиболее высока доля респондентов, в окружении которых поровну людей всех национальностей,


Психологи утверждают, что наиболее ярко люди раскрываются в общении с коллегами и друзьями. Есть ли для алматинцев какие-либо различия в том, с кем им предпочтительней работать, а с кем отдыхать? Как показали результаты опроса, большинству алматинцев при выборе партнеров для работы и отдыха их этническая принадлежность не важна:


\"\"


Диаграмма 6


Результаты опроса демонстрируют правдивость расхожей поговорки: “лишь бы человек хороший был”. Примечательно, что респонденты предпочитают (пусть и с небольшим перевесом) отдыхать с представителями своей этнической группы, в то время как в предпочтениях относительно коллег по работе настроены менее требовательно.


Конечно, коллег не выбирают. А вот супруга обычно выбирают очень скрупулезно. Поэтому алматинцам был задан вопрос, видят ли они в роли своей половины человека иной национальности. Вот как распределились мнения:


\"\"


Диаграмма 7


Как видно, брак с представителем другого этноса возможен для 65,6% алматинцев, при этом 7,7% уже состоят в интернациональном браке. Каждый пятый житель Алматы не приемлет вступления в брак с представителем другой этнической группы; 4,7% затруднились либо отказались отвечать на этот вопрос. Наиболее высока доля респондентов, не желающих вступать в брак с представителем другого этноса, среди казахов.


Подведем общий итог. В целом можно утверждать: жители Алматы весьма толерантны по отношению к представителям иных этнических групп.


В опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Ошибка репрезентативности составляет 5%. Это означает, что полученные данные правомерно распространять на все население Алматы с точностью до ± 5%


____________________________


* В повседневной речи в нашей стране чаще употребляется термин “национальность”. Здесь и далее мы используем эти термины как синонимы.