Откровения оппозиционеров

На банкет под конвоем полиции, или Гостеприимство по-семипалатински


“Если учесть, что выборы по трем освободившимся местам в Мажилисе назначены на последнюю субботу текущего года, а если быть точнее, на 28 декабря, то вполне возможно, что интерес со стороны атырауского, карагандинского и павлодарского электората к нему окажется весьма незначительным. Как-никак предновогодняя суета поважнее, чем выборы народного заседателя, даже если он будет представлять твой округ в самом Мажилисе. К тому же участие иностранных наблюдателей на этих выборах, в период рождественских каникул, тоже оказалось под сомнением”, — выражает свои опасения широкоформатный еженедельник “КАЗАХСТАН” по поводу предстоящих выборов в Мажилис по трем округам. Напомним, что трем депутатам Мажилиса в период осенних перестановок в правительстве были предложены ряд государственных кресел.


По мнению журналистов “КАЗАХСТАНа”, в данном случае политической хитрости официальной власти стоит позавидовать. Но и оппозиция, возлагающая на предновогодние выборы совсем не маленькие надежды, тоже не лыком шита. На днях члены политсовета ДВК Толен Тохтасынов и Нурболат Масанов посетили Страсбург, Брюссель, Париж, где встречались с высокопоставленными чиновниками Европейского Союза, Европейской Комиссии и с депутатами Европарламента.


“Один из депутатов Европарламента, который приезжал в Казахстан буквально месяца два назад, рассказал нам о своих впечатлениях после поездки в Семипалатинск. Вообще, европейских депутатов больше всего удивило и смутило то, что городская власть в Семипалатинске, встретившая их на пяти-шести “джипах”, все время жаловалась на отсутствие денег. Как они сами говорят, им так и заявили, зачем, мол, приехали, “…если у вас нет денег. У нас и своих туристов предостаточно”. Удивило их и то, что им пришлось в час ночи “под конвоем полиции”, как они говорят, сидеть на банкете…” — рассказывает Толен Тохтасынов


“Кроме того, многих депутатов, в частности из Голландии и Бельгии, возмущает, что Западную Европу посетил с официальным визитом Нурсултан Назарбаев. По их мнению, нет никакого смысла приглашать человека, который является символом авторитаризма и антидемократических акций, давления на СМИ и организатора политических репрессий в стране”, — добавляет Нурболат Масанов.


Как сообщает журналистка “КАЗАХСТАНа”, в ходе встреч с официальными представителями трех главных структур Западной Европы члены политсовета ДВК поднимали и вопрос по выборам в казахстанский Мажилис, назначенным на предновогоднюю субботу.


“Мы говорили о том, что дата выборов по этим трем округам выбрана не случайно, — рассказывает Нурболат Масанов. — Данная дата укладывается в общую концепцию фальсификации результатов выборов, которой занято руководство страны и избирательные комиссии. Мы призывали прислать наблюдателей от международных комиссий, от западных стран, НПО с тем, чтобы они все-таки участвовали на этих выборах, хотя бы по одному из трех округов. Речь шла о приглашении примерно 100-150 наблюдателей. Как мне кажется, мы получили определенную поддержку и со стороны депутатов европейского парламента и международных правозащитных организаций, которые готовы оказать максимальную помощь в решении данного вопроса. Мы надеемся, что на декабрьских выборах международные наблюдатели все-таки будут присутствовать”.


На встрече с депутатами Европарламента представители казахстанской оппозиции обсуждали и последнее заявление руководства консорциума “ТенгизШевройл”.


“За 10 лет независимости и суверенитета Казахстана иностранные инвесторы впервые произнесли вслух такое понятие, как “политические риски”. Это не случайно. Данный вопрос поднимался и в ходе наших встреч с коллегами из Европарламента. Причем они сами затронули эту тему и хотели знать нашу оценку относительно заявления “ТенгизШевройла”. Лично я расцениваю это, о чем я и сказал им, как экономическую санкцию, направленную против руководства нашей страны”, — отмечает Толен Тохтасынов.


Газета “КАЗАХСТАН” сообщает также, что супруга председателя политсовета ДВК Галымжана Жакиянова Карлыгаш Жакиянова получила регистрационное свидетельство кандидата в депутаты Мажилиса по Торайгыровскому избирательному округу Павлодарской области.


“Была информация, что кандидатами в депутаты от этой области выдвигаются несколько женщин-врачей, к которым благоволит местная власть. В таком случае может оказаться так, что в Павлодаре начнется своего рода борьба за электорат женского пола”, — замечает газета.


По мнению же Толена Тохтасынова, в будущем объединенная оппозиция должна работать на то, чтобы сохранить коммунистическую партию. Ибо сегодня, в рамках принятого недавно Закона о политических партиях, из среды оппозиции только коммунистическая партия реально может рассчитывать на парламентскую трибуну 2004 года. Есть, конечно, партия “Ак жол”. Но Толен Тохтасынов не уверен, что “Ак жол” можно причислять к 100-процентной оппозиции, тем более к конструктивной. Но он желает бывшим своим единомышленникам дальнейших успехов на политической арене.


“Ак жол” — тоже оппозиция, или Откровения бывшего вице-премьера


Между тем один из лидеров демократической партии “Ак жол” Ораз Жандосов изображает свою доступность для казахскоязычной прессы.


В своем интервью для широкоформатного еженедельника “Туркестан” сопредседатель “Ак жола” отмечает, что “сегодня вряд ли можно найти политика, который мог бы утверждать, что именно он говорит истину”. И не претендуя на истину, бывший вице-премьер сообщает, что не жалеет об уходе из правительства. Он считает, что его нынешняя партийная деятельность намного важнее того, чем он занимался будучи в правительстве.


“Трудно проводить конкретные реформы в том правительстве, где нет рядом истинных единомышленников, готовых поддержать тебя в любой момент. В последнее время в правительстве наметилась тенденция деления на кланы, увеличилось количество тех, кто думает не о государстве, а о самих себе. Естественно, с такими людьми невозможно проводить какие-либо реформы”, — в меру откровенничает Ораз Жандосов.


Сопредседатель “Ак жола” сетует также на то, что в свое время (возможно, в правительстве — ред.) ему не всегда удавалось проявить настойчивость в отстаивании своей позиции, даже если он был прав. Но сегодня, похоже, таких проблем у экс-вице-премьера уже нет.


“Бывает так, что по некоторым вопросам мы не всегда приходим к консенсусу, а в некоторых вопросах сразу находим общее решение, быстро понимаем друг друга”, — отмечает он относительно тройного лидерства в партии “Ак жол”. По мнению Жандосова, сопредседатели “Ак жола”, будучи в правительстве, работали на самых трудных и ответственных участках чиновничьей службы. К примеру, создание в Казахстане самой совершенной модели системы государственной службы, причем первой и единственной на всем постсоветском пространстве, — непосредственная заслуга Алихана Байменова. А вот Булат Абилов, самый яркий представитель отечественного предпринимательства, тот своими руками создал и себя, и свой бизнес.


“Когда Булат был депутатом парламента, бывало, что по многим вопросам мы не понимали друг друга, часто спорили… Ну а если говорить об оппозиционных взглядах, то невозможно претворять в жизнь свои идеи будучи в составе нашего правительстве. Гораздо легче заниматься такого рода делами вне правительства. И сейчас настало как раз то время, когда мы можем не только выдвигать эти идеи, но и добиваться их реализации. Конечно, это не значит, что я приношу больше пользы для страны будучи политиком. Но чисто психологически сейчас я чувствую себя намного лучше и увереннее... Сейчас мы в открытом виде — оппозиционеры…”


Говоря о своей семье, Ораз Жандосов заметил лишь, что старшие дочери Айша и Сауле учатся в школе. А младшему Нуржану — четыре года. Супруга сопредседателя “Ак жола” — математик по специальности, сейчас нигде не работает.


Раздача “слонов” по-казахски, или Зачем казахам столько земли?!


Зачем нам столько земли, лучше отдать половину соседям…” Так озаглавил свою статью журналист “Ак жол-Казахстан” Нуржан Куантайулы.


“Ну вот, и 300 гектаров земли костанайской мы намерены подарить соседней России. Помните, тот самый поселок Огнеупорный, крайний в Карабалакском районе. Сейчас там живет 700 человек. “Все русские”, — говорят нам. Русские там живут. Ну и что? Ну и что, что там живут русские?! Издревле эта земля принадлежала и предкам!.. Но какой спрос с нашего правительства? Не первый раз руководство страны занимается раздачей алашской земли, словно она досталась ему в наследство от отца. Думаю, если бы в Мерке больше 60% населения оказались киргизы, то и киргизам привалило бы. Не удивлюсь, если так случится. Ведь отдали же Туркестан узбекам, хотя там жили 80% казахов. А о 500 тыс. квадратных метрах земли казахской, ушедшей китайцам, и вспоминать не хочется…


Недавно один знакомый, от безысходности и злости чуть не плача, говорит: “Конечно, если мы все измеряем процентами населения, то зачем нам земля? Подарим Жетысу китайцам, Сары-Арку — русским, а сами соберемся в Астане вокруг Нуреке…”


Но послушаем, что говорят официальные лица. Мурат Отанов, дипломат по чрезвычайным делам министерства иностранных дел, заявил недавно, что вместо поселка Огнеупорный нам предложено 293 гектара Чесменского района. Сейчас там работают агрономы. Что и говорить, судя по его информации, Отанова не очень-то и заботит судьба своего Отана (Родины. — Ред.). Таким образом, поселок Огнеупорный достается Чесменскому району Челябинской области. Де-юре Огнеупорный — казахская земля. А де-факто… вывеска на дверях тамошней средней школы гласит, что это — Челябинская область. 11 лет Казахстан живет своей суверенной жизнью, а 700 жителей этого поселка — своей. За 11 лет никто из представителей местной власти, если таковые были, не осмелился снять вывеску \»Челябинская область\». И что самое интересное, 700 жителей казахского поселка оказались гражданами России…


Заметим, что в Огнеупорном добывается белая глина — ценное сырье, необходимое для металлургии. Естественно, 700 жителей поселка работают на этом самом карьере. Неизвестно, когда и каким образом, но данный карьер арендован Россией у Казахстана на 40 лет. В поселковом магазине действует российский рубль. Если к данному факту подходить с точки зрения казахстанских законов — то это преступление. Нарушение валютных операций. Но кого это интересует…” — отмечает журналист газеты “Ак жол”.


Добавим лишь, что, по мнению одного из старейших геологов Казахстана Молдияра Серикбаева, Карабалык — красивая и богатая земля. “Земля так названа в честь дальних предков кипчака Кобланды. Когда-то там жил казахский акын Касым Тогызаков. В 1920-1921 годы Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие видные деятели казахской нации специально встречались с Лениным, чтобы отстоять эти земли. Именно они и определили в свое время нынешние границы казахской земли… А знаете ли вы, что когда-то часть Челябинской области принадлежала казахам. К примеру, старое название станции Бреды — Куйик. Там сохранилось название нашей земли — Аркаим…” — с грустью добавляет аксакал…


На сегодняшний день государственная граница между Казахстаном и Россией составляет 7 512 километров, из которых 6000 км уже делимитированы. На решение дальнейшей судьбы казахской земли остается 1,5 года.


Раздача \»слонов\» по-казахски продолжается…