Отсутствующее лицо казахстанского ТВ

Письмо простого телезрителя

Телевидение воспринимается через ведущих, которые являются своеобразным лицом канала. Так, в советскую эпоху диктор информационной программы “Время” Игорь Кириллов олицетворял собой Всесоюзное телевидение. Казахское ТВ советского периода было известно через Ласкера Сеитова. Лицо НТВ — несомненно, Татьяна Миткова, ведущая новостей “Сегодня”. Первый канал, бывший ОРТ, представляет Екатерина Андреева, хозяйка программы “Время”. Популярности и узнаваемости телелиц служил эффект ежевечернего присутствия на экранах, соответственно, значит, в доме телезрителя.


К сожалению, на современном казахстанском рынке ТВ не создалось телезвезд общенационального масштаба. Возможно, отчасти потому, что развивались они от городского уровня вещания, постепенно осваивая просторы республики.


“Вечерние новости” КТК – на протяжении уже нескольких лет посменно ведут Оксана Василенко и Лариса Питякшева. Мини-опрос друзей и знакомых выявил такую тенденция — воспринимаются они как одно лицо. Люди зачастую не различают их. Причина кроется, наверное, в том, что они работают в одном ключе, в единой манере или, можно сказать, стиле КТК. Соответствует их стилю и подборка сюжетов, которые подаются в критически-агрессивном ключе. Также наступательно, по-боевому выглядят на экранах и дамы-ведущие. В их манере сквозит, как говорят мужчины, некая стервозность и истеричность, присущая красивым женщинам. Однако трудно отнести и Василенко, и Питякшеву к звездам ТВ общеказахстанского масштаба. Да, несомненно, они лицо КТК, но это не привлекательный образ, а, скорее, холодный лик, потому что нет тепла домашнего очага. Глаза светятся, однако это свет не зовущий, а отталкивающий.


\»31 канал\» отличается тем, что на нем практически нет запоминающихся ведущих. Разговор идет о телеведущих ежедневных новостей. Как правило, именно они становятся визитной карточной любого канала. Некая безликость ведущих порой освежается молодым задором журналистов “Информбюро”, которые иногда выдают перлы, достойные внимания. Ибо они в двух-трех словах могут представить телезрителю сложную политическую или экономическую проблему, применяя парадоксальные сравнения. Кстати, такого нет на других телеканалах Алматы. Без обид – сложно представить себе Каиржана Смагулова лицом \»31 канала\».


Новости “Хабара” выражают всегда торжественность и сытость. Нет никакого намека, хотя бы подтекста, от журналистов, мол, ребята, всего сказать не можем, но сделали что смогли. Мало красивых запоминающихся лиц, кроме Светланы Коковинец, которая работает на канале давно. Частая смена ведущих итоговых новостей делает программу не домашней, чувствуешь себя как бы в гостях. Вероятно, поэтому не прижилась здесь и Динара Егеубаева, популярная личность, телеведущая от бога. Многие алматинцы с восторгом восприняли ее появление на экранах КТК, Телемакс и “ТВ М” в период романтического становления новых независимых телеканалов. Кстати, она – открытие, даже можно сказать воспитанница Сергея Дуванова. В начале 90-х он стоял у истоков незабываемых “Радио “Максимум”, руководил ТелеМАКСом, “ТВ М”.


Вернемся к “Хабару”. Вот и выходит, что и у официального канала Казахстана нет своего лица, человека, олицетворяющего собой “Хабар”. Возможно, таким и должен быть полугосударственный-полуакционерный канал — без углов, без ярких личностей.


“Рахат ТВ” – очень похожая история. Ровный канал, живущий без скандалов, точнее сказать существующий, однако при этом процветающий. Поэтому, вероятно, и нет запоминающихся ведущих. Бесцветность, непроглядная серость –только так можно охарактеризовать лицо “Рахат ТВ”.


Ничего лестного не могу сказать и о телеканалах “Южная столица”, “Шахар”, “Казахстан –1”, “А-1”, ибо практически их не смотрю.


Интересное наблюдение: на хорошем счету у госчиновников — безликие каналы, такие, как они сами. Однако в поисках альтернативной информации те же аппаратчики с упоением смотрели новости телеканала “Тан”, который затем и закрыли. “Тан” подстрелили на взлете, команда имела потенциал стать лучшим ТВ Казахстана. У него было свое лицо – молодое, пусть даже ангажированное, но ищущее. После закрытия канала и смены хозяина “Тан” превратился в обыкновенную попсу, коих много на телерынке.