Открытое письмо Стивену ВАГЕНСЕЛУ

Открытое письмо


первому заместителю директора

Бюро по демократическим

институтам и правам человека


Организации по безопасности

и сотрудничеству в Европе

Стивену ВАГЕНСЕЛУ


Уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ!


Пользуясь предоставленным Вами правом обращаться непосредственно к Вам, сообщаем следующее.


Казахстанский международный фонд защиты политических заключенных (далее – Фонд) высоко оценил итоги Вашей встречи в Алматы 18 декабря 2002 года с представителями политических партий и движений Казахстана, стремление Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ), прежде всего, в Вашем лице, уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ, как можно глубже и адекватнее ознакомиться с внутриполитической обстановкой в Казахстане.


Как известно, во время этой встречи представители проправительственных партий повторили по содержанию и интонации все то, что и как говорят казахстанские власти в рассматриваемом аспекте. Вместе с тем, Вы имели возможность услышать от представителей политической оппозиции и иную точку зрения. В том числе Вас проинформировали о продолжающейся и даже ухудшающейся в Казахстане тенденции по нарушению прав человека и его фундаментальных свобод.


Представители политической оппозиции заявили о том, что уголовные процессы против бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, лидеров ДВК Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, независимого журналиста Сергея Дуванова по своему существу представляют собой преследование казахстанскими властями своих оппонентов за их политическую деятельность. В этой связи сенатором Зауреш Батталовой было отмечено провокационное стремление казахстанской исполнительной власти не только морально-психологически, но и физически расправиться с лидерами ДВК, находящимися в заключении, с целью чего власть предпринимает против данных политических заключенных все новые и новые провокации.


В последнее время против лидеров ДВК, в том числе Мухтара Аблязова, действительно был организован целый ряд провокаций, которые могли угрожать его жизни и здоровью. Одной из причин подобного неадекватного поведения властей могли быть результаты недавнего мониторинга соблюдения прав политических заключенных в Казахстане, который удалось провести в период с 26 по 29 ноября 2002 года нашему Фонду совместно с депутатами Мажилиса Парламента Казахстана и известными российскими правозащитниками, вследствие чего широкой российской и казахстанской общественности стали еще раз очевидны истинные политические мотивы расправы казахстанской исполнительной власти над лидерами ДВК.


Так, депутатам Мажилиса Парламента Казахстана Серикболсыну Абдильдину и Толену Тохтасынову, Председателю Политсовета ДВК, удалось сделать видозапись ответа Мухтара Аблязова на вопрос депутата российской Госдумы Владимира Южакова, — считает ли сам Аблязов уголовный процесс против него политически мотивированным? Мухтар Аблязов не только ответил утвердительно на этот вопрос, но и прямо заявил, что считает уголовный процесс против него политическим заказом со стороны самого президента Назарбаева. Последовавшая после этого интервью цепь провокаций против Аблязова, угрожающих его жизни, может быть истолкована и как чрезмерно инициативное выполнение администрацией соответствующих учреждений политического заказа, идущего сверху. Во всяком случае, при автократическом режиме, когда один человек фактически представляет собой и исполнительную, и законодательную, и судебную власть, трудно представить, что попытки или угрозы физической расправы над видными лидерами оппозиции, находящимися в местах лишения свободы, могут происходить без заказа или одобрения свыше.


Во время упомянутой встречи с Вами 18 декабря, уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ, сенатором Зауреш БАТТАЛОВОЙ были представлены текстовые и видеоматериалы, убедительно свидетельствующие о провокациях против лидеров ДВК, находящихся в заключении. Но по горькой иронии судьбы, именно в тот момент, когда проходила встреча с Вами, нам поступило сообщение в форме пресс-релиза пресс-службы ДВК о покушении на жизнь Мухтара Аблязова. Чтобы не исказить смысл этого сообщения, приводим его полностью.


Начало цитаты:


“ПРЕСС-РЕЛИЗ

Алматы — ГРАНИТНЫЙ


18 декабря 2002 г.


ТОЛЬКО ЧТО стало известно о покушении на Мухтара Аблязова.


15 декабря, в 14.30, во время конвойного сопровождения М. Аблязова из ШИЗО в медсанчасть (восьмой день голодовки), на него напали около 20 осужденных, скандирующих \»министра — вон!\», \»жизни из-за тебя нет!\» и прочие \»речевки\». Несмотря на присутствие конвойных, один из осужденных набросился на Аблязова, ударил его в лицо и рассек ему губу. Установить, кто были эти осужденные, в том числе и человек, ударивший Аблязова, администрации колонии, по ее же словам, не удалось.


Адвокату было заявлено, что его клиент \»повреждений не получил\», но на его требование предоставить свидание для того, чтобы в этом убедиться, был получен отказ. Осталось без внимания и требование адвоката установить лиц, участвовавших в провокации.


Из заслуживающих доверия источников стало известно, что в отношении Аблязова спланирована широкомасштабная провокация, с использованием криминальных связей администрации с подконтрольными ей \»авторитетами\». Как уже сообщалось, 7 декабря 2002 года Аблязов, находящийся в колонии п. Гранитный (Акмолинская область, 18 км от г. Кокшетау), был помещен в штрафной изолятор (ШИЗО) на 15 суток без объяснения причин.


В нарушение всех требований закона адвокат Аблязова так и не был допущен к своему клиенту. Адвоката лишили не только свиданий. На его законные требования ознакомиться с деталями \»нарушения\», в результате которого Аблязов был посажен в ШИЗО, администрация колонии в лице г-на ШЕВЧУКА, не так давно убеждавшего правозащитников в своей неистребимой приверженности требованиям закона, а затем и спецпрокурор, получивший жалобу адвоката на действия администрации, сделали вид, что адвоката и его требований вообще не существует. Во всяком случае, ни исполнения закона, ни реакции на жалобу не последовало.


Более того, все это время администрация колонии делала вид, что ей ничего не известно о голодовке МУХТАРА АБЛЯЗОВА, которую он, в знак протеста против творимого произвола, объявил тогда же, 7 декабря. Между тем в столе г-на ШЕВЧУКА лежит документ, из которого следует, что \»несуществующая\» голодовка была прекращена лишь 16 (!) декабря.


Из достоверных источников стало известно, что задолго до 7 декабря лагерь в Гранитном посетил некто г-н АХМЕТОВ, начальник специального управления Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) Министерства юстиции РК, и оставался там, в Гранитном, вплоть до последних событий. Прибытие его в колонию задолго до провокации, 7 декабря, и \»убытие\» сразу после провокации, 15 декабря, примечательно само по себе. Именно во время нахождения в \»зоне\», по сути, главного \»режимщика\» Казахстана, происходят самые заметные \»противорежимные\» события.


Сейчас администрация колонии продолжает свои усилия по вытеснению Аблязова из лагеря в Гранитном, где он имеет поддержку основной части осужденных, в печально знаменитую колонию в Державинке. После провокации 15 декабря администрация заявляет, что бессильна обеспечить порядок в лагере, и настойчиво рекомендует Аблязову написать добровольное заявление о переводе в другую колонию.


В Гранитном сейчас неспокойно, обстановка накалена. По имеющейся информации, МУХТАР АБЛЯЗОВ подвергается усиленной психологической обработке как со стороны администрации лагеря, так и со стороны её \»помощников\» по ту сторону колючей проволоки. Со слов людей, имеющих возможность общаться с Аблязовым, попытки запугать его успеха не имеют: он по-прежнему отказывается выполнять \»рекомендации\» руководства колонии без предоставления ему свидания с адвокатом и чувствует себя уверенно, несмотря на серьезное ухудшение здоровья.


По последней информации, в ночь с 18 на 19 декабря возможен принудительный перевод Мухтара Аблязова в другую колонию. Реальнее всего, новым местом пребывания политического узника станет Державинка.


Пресс-служба РОО \»Демократический выбор Казахстана\»,

тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623

e-mail
vikoz@nursat.kz, Владимир Козлов”.


Конец цитаты.


Уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ!


Мы с сожалением отмечаем, что вся информация, содержащаяся в пресс-релизе пресс-службы ДВК, подтверждается и из других, не зависящих друг от друга источников. Поэтому мы с достаточным на то основанием считаем эту информацию соответствующей действительности, то есть истинной.


Уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ!


В связи с изложенным с необходимостью следует совершенно очевидный вывод о том, что у нас не может быть уверенности в том, что казахстанский режим не поставил перед собой цель любой ценой морально-психологически сломить или физически уничтожить лидеров ДВК, находящихся в заключении.


Из вышеизложенного следует еще один вывод, пусть и не совсем очевидный, — чем большее давление оказывает режим на лидеров ДВК и их соратников, тем больше возрастает их и без того высокий политический авторитет. Так, во время вышеупомянутой встречи с Вами, сенатор БАТТАЛОВА проинформировала Вас о том, как быстро вырос политический авторитет Карлыгаш ЖАКИЯНОВОЙ, и что основными причинами этого феномена явились три главных фактора: (1) Карлыгаш ЖАКИЯНОВА сама по себе является яркой личностью, обнаружившая в себе необходимые политические качества; (2) мужество ее супруга, Галымжана ЖАКИЯНОВА, его соратника Мухтара АБЛЯЗОВА и ее личное мужество делают их, в том числе и ее, политически харизматическими; (3) в настоящее время казахстанский режим практически ведет против нее самую настоящую необъявленную предвыборную войну. В связи с последним совершенно очевидно, что казахстанские власти могут фальсифицировать и результаты довыборов в Парламент Казахстана, в которых участвует и Карлыгаш ЖАКИЯНОВА, но при этом они будут бессильны в том, чтобы остановить дальнейший рост ее политического авторитета, которому будет способствовать даже угодный для властей исход выборов


Уважаемый господин ВАГЕНСЕЛ!


В связи с вышеизложенным от имени Казахстанского международного фонда защиты политических заключенных прошу Вас о следующем.


1. Оказать содействие в срочной организации мониторинга наблюдателями БДИПЧ ОБСЕ соблюдения прав лидеров ДВК, находящихся в заключении.


2. Направить наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ на довыборы в Парламент Казахстана в Торайгыровский избирательный округ г. Павлодара, где уже наблюдаются, по свидетельствам представителей оппозиции, самые вопиющие нарушения выборного законодательства.


3. Оказать содействие в организации международной юридической экспертизы уголовных процессов против лидеров ДВК Мухтара АБЛЯЗОВА, Галымжана ЖАКИЯНОВА и независимого журналиста Сергея ДУВАНОВА, а также в организации международной медицинской экспертизы состояния здоровья Мухтара АБЛЯЗОВА.


С глубоким уважением,


Казис ТОГУЗБАЕВ,

директор Казахстанского международного фонда

защиты политических заключенных.


г. Алматы, Республика Казахстан

20 декабря 2002 года.