Гани Касымов знает, но промолчит

Два монолога – еще не диалог


“Известия-Казахстан” высказали свое мнение о третьем заседании ПДС, издание считает, что “из монологов оппозиции и власти диалога пока не вышло”. Два вопроса, которые были рассмотрены в ходе форума: Закон “О политических партиях” и совершенствование выборного законодательства. И участники обсуждали эти проблемы как раз тогда, когда большинство партий практически удалены с политического поля, когда регистрация “Демвыбора” признана недействительной (причем заочно, без уведомления членов ДВК), когда международные и отечественные наблюдатели заявляют, что у них не хватит бумаги перечислить все нарушения выборного законодательства, имевшие место 28 декабря… То есть вопросы самые что ни на есть острые, наболевшие. И каковы же результаты обсуждения?


“В России над нами смеются, — заявил депутат Калиев. – Там 140 миллионов населения, а минимальное количество членов партии для ее регистрации – десять тысяч. У нас 14 миллионов, а нижняя планка – пятьдесят тысяч человек”. Недоумение депутата по этому поводу разделил и представитель РНПК. Его поддержал советник президента Ертысбаев, заявивший, что установленная квота в пятьдесят тысяч членов – это перегиб, и РНПК с ее 25 тысячами членов, безусловно, имеет право на существование”. Опять вспомнили весьма сомнительную историю принятия законопроекта, Гани Касымов сказал, что знает, кому было на руку принятие законопроекта именно в таком виде, но “вслух не скажет”. В конце концов, “участники сделали вид, что намек на целесообразность “нижней планки” в пятьдесят тысяч членов поняли, однако же, когда дело дошло до вынесения решений, порекомендовали президенту, правительству и парламенту “подумать над возможностью уменьшения требуемого числа партийцев”. Рекомендовали “подумать”! Интересно, а если персоны, которым эти рекомендации адресованы, откажутся думать над такой “возможностью”, что сделают уважаемые делегаты ПДС? Выступят в СМИ? Устроят сидячую забастовку под названием “четвертое заседание ПДС”? А если парламент и правительство, подумав, решат, что целесообразнее оставить норму в неприкосновенности?


“Более или менее аргументированная критика существующего выборного законодательства прозвучала разве что от Серикбая Алибаева, участвовавшего в последних довыборах в мажилис по Павлодарской области в качестве доверенного лица одного из кандидатов. Перечислив длинный список нарушений выборного законодательства, мажилисмен заметил: “Чтобы вернуть доверие народа к выборам, надо соблюдать хотя бы тот закон, который есть. Сейчас люди в Павлодаре, Караганде увидят заседание ПДС и скажут: о чем они говорят? Зачем еще какой-то закон, если этот не работает? Зачем нужен такой парламент, где будут депутаты, назначенные исполнительной властью? Легче в законе написать, что депутатов парламента назначают акимы, а сенаторов – президент. Денег не надо будет тратить”. К сожалению, ответить на эту реплику, по большому счету, было некому – глава Центральной избирательной комиссии Загипа Балиева не присутствовала на заседании из-за болезни. Так что, несмотря на принятый по итогам совещания меморандум, предполагающий, что участники совещания пришли к некоему консенсусу, создалось впечатление, что каждый из них остался при своем мнении о результатах работы совещания, при этом не слишком высоком. Которое не замедлит при удобном случае озвучить”. Как говорится, без комментариев.


О молодежи позаботятся в четверг


Тем временем парламент рассмотрел два законопроекта: “О борьбе с коррупцией” и “О государственной молодежной политике”. Но и здесь СМИ отнеслись к результатам работы депутатов весьма скептически. Ведь, несмотря на то что уже несколько лет под патронажем самого президента РК ведется борьба с мздоимством в чиновничьей среде, Казахстан продолжает занимать “88 место из 102 исследуемых в мире стран по уровню коррупции…”. К слову, большая часть материала состояла из риторических, а иногда и смешных вопросов: “Почему продолжает процветать не единожды заклейменная с самых высоких трибун практика неоправданных реорганизаций государственных органов, за которой следует так называемая смена “команды”, что естественным образом порождает у госслужащих стереотип “временщика” и тем самым создает условия, способствующие коррупции… Почему никто из облеченных властью борцов с коррупцией не подал в отставку и не совершил харакири, когда весьма и весьма высокопоставленный представитель администрации США, говоря о Казахстане, довольно недвусмысленно заявил, что “бизнесмены дважды подумают, прежде чем инвестировать средства в страну, где коррупция распространена повсеместно…” (Известия-Казахстан”).


Что касается “молодежного” закона, то здесь спор зашел о юридических понятиях. Многие депутаты недоумевали, почему в Казахстане возраст, применимый к понятию “молодежь”, ограничивается периодом от 14 до 29 лет, а не до 30 (как в России), или 35. Далее мажилисмены, обсуждая раздел о социальных правах молодежи, припомнили то, что “самого понятия “социальное право” просто не существует! О чем вести речь? О мерах социальной защиты молодежи? Но это не одно и то же. Посовещавшись, депутаты с чувством исполненного долга вспомнили о времени и… отложили работу над законопроектом до четверга” (“Экспресс К”).


Кстати, теперь истинная молодежь у нас только одна. Судебный процесс между двумя Союзами молодежи Казахстана завершился. “Битва двух СМК длится уже несколько месяцев, и есть ради чего. “Молодой” союз, образованный летом 2002 года, утверждает, что руководство “старого” СМК использовало многомиллионное наследие казахстанского комсомола в своих интересах, при этом не являясь его правопреемником. В ответ руководство старого варианта ОЮЛ СМК обвиняет молодежь в использовании чужого названия”. И вот суд наконец вынес решение: все претензии “молодого” СМК к “старому” отклонить и запретить истцам “использовать в своем наименовании заветные слова “Союз молодежи Казахстана” (“Экспресс К”).


Смотря в чьих коридорах…


“По предварительным данным, рост ВВП в Казахстане в 2002 году составил около 9,5 процента, превысив прогноз правительства на 2,5 процента, сообщил вчера в Астане министр индустрии и торговли РК Мажит Есенбаев, выступая на казахстанско-турецком бизнес-форуме. Кроме того, М. Есенбаев сообщил, что инфляция в 2002 году осталась в “заданном коридоре”. Возможно, что в коридорах власти инфляция могла и затеряться, но в жизни рядовых казахстанцев она утвердилась прочно.