Праздники круглый год?

81,7% алматинцев отмечают некоторые религиозные праздники

Сразу же после празднования Нового года депутаты парламента Алимпиада Черкашина и Амангельды Айталы выступили с предложением вписать в закон как религиозные праздники Курбан-айт, Рамазан-айт, Рождество и Благовещение, сделав их выходными днями. Ранее, по сообщению агентства “Хабар”, когда принимался Закон “О праздниках в Республике Казахстан”, депутаты уже пытались вписать в него религиозные праздники, но тогда не было денег в бюджете. Правительство попросило отложить эти поправки до конца 2002 года. Каждый новый праздник – дополнительные расходы: тем, кто трудится в эти дни, работу оплачивают вдвойне. Положение Конституции о том, что дела церкви отделены от государственных, инициаторов проекта не смущает. Депутаты-инициаторы пока не знают, сколько будут стоить государству четыре новых праздничных дня, но считают, что пора пойти навстречу пожеланиям избирателей. Между тем, по данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” 7-8 января 2003 года, большая часть населения Алматы отмечают хотя бы некоторые религиозные праздники:


\"\"


\"\"


В Казахстане, где проживают представители более 40 конфессий и 125 этнических групп, любопытно проанализировать, как относятся представители разных национальностей к религиозным праздникам других народов, отмечают их или нет. Однако сразу же необходимо отметить, что принадлежность к той или иной национальности вовсе не означает безусловную принадлежность человека к наиболее распространенной среди представителей рассматриваемых национальностей конфессии. Итак, в межэтническом разрезе ситуация выглядит следующим образом:







































Отмечаете ли Вы религиозные праздники? (%)


Казахи


Русские


Другие


Отмечаю все религиозные праздники своей религии


17,3


4,9


14,0


Отмечаю только основные праздники своей религии


55,2


61,6


57,6


Отмечаю основные праздники нескольких религий


11,9


12,5


9,6


Нет, не отмечаю, но в дальнейшем собираюсь отмечать


9,2


7,1


4,3


Нет, не отмечаю и не собираюсь отмечать


4,3


12,8


10,8


Затруднились ответить


2,2


1,1


3,7


Наибольшее число приверженцев “традиционно своих” религиозных праздников наблюдается среди представителей русского этноса. В то же время, среди лиц, отмечающих религиозные праздники нескольких религий, хоть и с незначительным перевесом, также преобладают представители русского этноса. Среди казахов зафиксирована наиболее высокая доля тех, кто отмечает все религиозные праздники своей религии.


Тем респондентам, кто отмечает религиозные праздники (81,7%)? был задан вопрос, почему они считают празднование необходимым. Большинство из них объясняют отмечание религиозных праздников тем, что это стало неофициальной традицией:

























Почему Вы отмечаете религиозные праздники?


(%)


Потому что отмечать некоторые религиозные праздники стало в народе традицией


53,6


Потому что являюсь верующим человеком


38,5


Семейная традиция


2,5


Для меня религиозные праздники — просто очередной повод повеселиться


2,5


Религиозные праздники необходимы для души


0,3


Затруднились ответить


2,6




Как видим, доля тех, кто отмечает религиозные праздники потому, что является верующим человеком, не так уж и мала – более трети алматинцев. В то же время низок процент тех, для кого религиозные праздники – просто очередной повод встретиться и посидеть с друзьями: всего лишь 2,5%.


Как свидетельствуют результаты опроса, большинство алматинцев частично знает историю возникновения и значение религиозных праздников:


\"\"


В соседних государствах религиозные праздники уже получили статус государственных и всенародных: в России, например, Рождество отмечают целую неделю, в азиатских республиках узаконены мусульманские праздники. Как свидетельствуют данные опроса общественного мнения, алматинцы, пусть и неофициально, отмечают религиозные праздники. К тому же у 56,7% жителей южной столицы есть знакомые, отмечающие все религиозные праздники:


\"\"


Таким образом, только у трети алматинцев нет среди знакомых тех, кто отмечаtт религиозные праздники, в то время как более половины горожан имеют в своем окружении таких людей.


Остается добавить, что законопроект поступил в Парламент 8 января. Правительство должно вынести своё заключение, и после этого поправками займётся депутатская рабочая группа. Не исключено, что в недалеком будущем казахстанцы добавят в свои календари несколько дополнительных выходных.


В телефонном опросе участвовали 282 жителя Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Выборка квотная, репрезентирующая половозрастной и этнический состав населения города. Отбор респондентов производился случайным образом на основе базы номеров телефонов всех алматинских АТС.


Доверительный интервал составляет 5,84% при вероятности 95%. Это означает, что в случае проведения другого опроса с аналогичными параметрами отклонение от полученных данных с вероятностью 95% не превысит 5,84%.