Ташкент добивается признания “Хизб ут-тахрир” террористической организацией

Официальный Ташкент хочет, чтобы мировое сообщество признало “Хизб ут-Тахрир” террористической организацией. Тогда будет легче с нею расправиться

По мнению некоторых наблюдателей, правительство Узбекистана пользуется объявленной международным сообществом войной с терроризмом как ширмой для прикрытия массовых нарушений прав человека в стране.


Теперь Ташкент добивается включения “Хизб ут-Тахрир” в “черный список” террористических организаций, составленный Вашингтоном после терактов 11 сентября 2001 года.


По утверждению правительства Узбекистана, эта организация занимается поиском наемников для радикальных исламских группировок, базирующихся за пределами Центральной Азии.


В то же время многие специалисты по Центральной Азии высказывают мнение, что требование о включении хизбутовцев в “черный список”, заявленное в ходе конференции по региональной безопасности, состоявшейся в декабре в Ташкенте, является не чем иным, как попыткой узбекских властей оправдать жестокое преследование членов этой организации.


“Таким образом власти рассчитывают оправдать массовые преследования и аресты граждан, подозреваемых в членстве в “Хизб ут-Тахрир”, за последние четыре года”, — считает представитель Общества по правам человека в Узбекистане (ОПЧУ) Саиджахон Зайнабитдинов.


Кроме того, по мнению наблюдателей, это развяжет правящему режиму руки в преследовании запрещенных религиозных организаций и вообще всех инакомыслящих.


“Партия “Хизб ут-Тахрир” ведет свою экстремистскую деятельность в большинстве стран Центральной Азии, угрожая политической стабильности в регионе”, — заявил представитель МИДа Узбекистана Бахтиер Исломов, выступая на конференции. При этом Исломов не смог представить убедительных доказательств причастности хизбутовцев к конкретным террористическим актам.


“Хизб ут-Тахрир” была основана на Ближнем Востоке 50 лет тому назад как политическая партия, в задачи которой входит возрождение исламского образа жизни и создание единого исламского государства — Халифата вначале в мусульманских странах, а затем и во всем мире.


Хизбутовцы впервые появились в центральноазиатских республиках бывшего СССР после обретения последними независимости в 1991 году. Хизбутовцы очень быстро закрепились в Намангане, Фергане и Ташкенте, где большинство населения традиционно исповедует ислам. Уже через год ячейки “Хизб ут-Тахрир” действовали в приграничной Согдийской области Таджикистана и в некоторых областях Кыргызстана.


По утверждению представителей действующих в Узбекистане правозащитных организаций, суды над лицами, подозреваемыми в членстве в “Хизб ут-Тахрир”, проходят с многочисленными нарушениями и заканчиваются несправедливо жестоким приговором. Кроме того, преследованиям подвергаются и родственники осужденных.


По мнению одного узбекистанского политолога, не пожелавшего быть названным, Ташкент просто пытается под прикрытием борьбы с терроризмом раз и навсегда избавиться от организации, деятельность которой запрещена на территории Узбекистана.


Однако организатор конференции, бывший вице-премьер и советник президента профессор Алишер Азизходжаев уверен, что хизбутовцы представляют собой вполне реальную угрозу.


По данным спецслужб Узбекистана, проработав несколько лет в Центральной Азии, многие члены “Хизб ут-Тахрир” вступают в ряды других более известных международных экстремистских организаций.


Мнение профессора Азизходжаева разделяют и в Душанбе. В Таджикистане знают об исламских экстремистах не понаслышке. Выступая перед журналистами летом 2002 года, заместитель министра безопасности Таджикистана Мухтор Шарипов заявил о наличии “неопровержимых доказательств”, свидетельствующих о сотрудничестве “Хизб ут-Тахрир” с печально известной “Аль-Каэдой”.


Власти Кыргызстана более спокойно относятся к хизбутовцам, чем их коллеги в Узбекистане и Таджикистане. В стране действует примерно 4 тысячи членов “Хизб ут-Тахрир”. Пока всего несколько из них предстали перед судом.


Как пояснила заместитель председателя правительственной комиссии по делам религий Кыргызстана Наталья Шадрова, в Кыргызстане полагают, что преследование членов “Хизб ут-Тахрир” будет лишь способствовать радикализации действий этой организации.


Шадрова считает включение хизбутовцев в международный “черный список” нежелательным и даже опасным, так как это усилит авторитет организации среди мусульман и привлечет под ее знамена новых последователей.


Как отмечает издатель журнала “Сентрал эйжа энэлист” профессор Вашингтонского университета им. Джона Хопкинса Сванте Корнелл, включение в “черный список” Исламского движения Узбекистана лишь способствовало небывалому росту популярности этого движения. “Именно поэтому я не сторонник включения “Хизб ут-Тахрир” в “черный список”, так как это приведет в ее ряды многих молодых людей”, — сказала проф. Корнелл.