Прочтите Гильгамеша, господин Президент…

Страна между Тигром и Евфратом… Сегодня она называется Ираком, а тогда, тысячи лет назад, имя ее произносилось по-иному – Шумер. Образы ее обитателей, героические события, происходившие в ней, изысканность ее мифологем — поражают наше натруженное, уставшее в погоне за успехом, мышление. Это не жанр action, в котором обыденность закручивается в некий сюжет, happyendoвский конец которого уже предрешен с самого начала. Иной стиль, иной круг жизни, иные ценности, затерянные во Времени.


В долине Двуречья возникли первые песни о любви:


\"\"

Твою душу – я знаю, как обрадовать твою душу…


Твое сердце – я знаю, как возвеселить твое сердце…


Утвердились первые своды законов:


“Если человек человеку орудием кость перебил…, 1 мину серебра он должен заплатить” (из кодекса царя Ур-Намму)


Что наша цивилизация без культурного наследия шумер?! Она бы не состоялась без трех главных мифов: сотворение мира, потоп, Адам и Ева. Цивилизаторская матрица была выбита “клином” на глиняных табличках – шумерских книгах бытия. Из Ура халдейского бежит Авраам в Ханаан, в поисках земли обетованной, “унося” в своей памяти эти сюжеты для другой великой книги – Библии


\"\"

Шумеры придумали рай и назвали его “страной Дильмун”, только жили там боги со всеми своими “грехами и запретными плодами”. Бились воды потопа о стены городов Ур, Урук, Лагаш, и шумерский Ной – Утнапиштим искал пути выживания роду человеческому. История начиналась там, в долине между Тигром и Евфратом. История вечных истин, людских отношений и космологических знаний, слитых воедино с тонким мистицизмом и гениальным предетерминизмом. Шумеры знали, где встречаются Небо и Земля, одаривая в этот момент человека космической энергией. Не позволил же Бог построить Вавилонскую башню до небес, разрушил ее и наделил нас, людей, разными языками, чтобы не постигли мы смысла Высшего, доступного только ему. Обрек на бесконечные поиски понимания между собой. Так вот и маемся уже тысячи лет. Найдем ли? Постигнем ли? Поймем ли?


В нашем мире, где приоритеты материального наступают и заводят человека в ловушку собственного одиночества, дружба определилась алмазом среди пепла. И первое сочиненное в мире повествование о настоящей мужской дружбе тоже принадлежит им, шумерам. “Три Мушкетера” явятся гораздо позже, в иной эре, бряцая шпагами и предлагая свой способ борьбы за справедливость. Гильгамеш и Энкиду — так звали двух друзей из города Урука. Им удалось победить злобное чудовище Хумбабу, олицетворение войны и страха. Их дружба вопреки смерти стала бессмертной. Кто любит, верит и помогает друг другу — не боится смерти и той “страны, откуда нет возврата”. Один за всех и все за одного.


\"\"

Помоги ты мне, а я помогу тебе,


Что тогда с нами случится?


Прочтите “Гильгамеша”, господин Президент. Найдите время. И суть сегодняшнего бытия обернется иной стороной, обозначая убогость рядом с величием. Пусть застучит копытами “Кентавр” Апдайка, в который раз призывая к доброте. Еще раз качнется “Колыбель для кошки” Воннегута в знак протеста против войны. Защемит от тоски “Над пропастью во ржи” и некому “Убить пересмешника” своей совести. Все сюжеты повторились. Только имена изменились. Где-то там, в параллельных мирах осталась жить энергия шумер, создавших великую матрицу прошлого, настоящего и будущего, в литерах которой есть каждый из нас со своими поступками.


История имеет свойство повторяться. В древности есть свой тайный смысл, который может явиться потом, когда будет поздно и уйдет цивилизация. И дело не в оружии массового уничтожения, в спорах сибирской язвы или в режиме диктатора. Дело — в необходимости понимания диалога культур каждой стороной.


Неужели станут пророческими слова последнего шумерского царя Ибби-Суэна? Шумер пал в XXI веке до нашей эры, в 2016 году.


\"\"

Пустынны берега рек Тигра и Евфрата,


Взрастет на них дикая трава,


Ноги ничьей не будет на дорогах,


И в дальний путь никто не побредет.


И тогда Гильгамеш горько заплачет над сиюминутностью нашей цивилизации, где война стала монологом в решении проблем. Оживет злобный Хумбаба. Мир погрузится во тьму и станет “страной, откуда никому нет возврата”.


“Время не ждет, не медли…” — выбито на табличке.