Речь-то идет о судьбе России…

Не успели просохнуть чернила президента на законе \"О гражданстве...\", не успел он начать действовать, как Дума собралась принимать к закону поправки. Прокомментировать эту необычную ситуацию мы попросили Бориса Немцова

Не успели просохнуть чернила президента на законе \»О гражданстве…\», не успел он начать действовать, как Дума собралась принимать к закону поправки. Прокомментировать эту необычную ситуацию мы попросили Бориса Немцова.


— Реальность такова, что этот закон для России судьбоносный…


Скажем, законы о налогах тоже оставляют желать лучшего, и тоже очень важны для России, но они носят \»тактический\» характер. А закон о гражданстве — стратегический. Именно он определит лицо России в этом столетии. Вызов XXI века для нашей страны — это изменение ее границ. Ведь, если ничего не предпринимать, по прогнозам демографов, к середине столетия население России сократится до 75 — 80 миллионов человек. Такие просторы с таким малочисленным населением нам удержать не удастся.


И дело не в том, что кто-то нас хочет завоевать и завоюет. Просто слишком велика \»разность потенциалов\» между востоком России и Китаем. Если посмотреть на демографическую карту, мы увидим, что высочайший уровень плотности населения в Китае отделяет от сибирского безлюдья только тонкая линия границы. Сколько еще сможет выдерживать эта слабая \»плотина\» такой напор?


Китайцев уже полтора миллиарда, а, кроме них, есть еще Корея, Индия, среднеазиатские республики… В одном Китае 250 миллионов человек безработных — почти вдвое больше, чем все население России! 500 миллионов китайцев имеют доходы от 10 до 20 долларов в месяц. Они вполне мирно, без всякой войны, тихой сапой займут наши пустующие земли. Это первое.


Второе. За пределами России сейчас живут больше 20 миллионов наших соотечественников. Это наш резерв, наши человеческие ресурсы. Эти люди говорят по-русски, у нас одна ментальность, неплохой образовательный уровень… А нынешний запретительный закон о гражданстве просто отсекает этих людей от России. За что? Недаром перед консульствами России в ближнезарубежных странах прошли демонстрации протеста. Люди посчитали, что Россия предала их.


По действующему сейчас закону, чтобы стать российским гражданином, нужно шесть-восемь лет. Сначала человек должен получить вид на жительство (процедура его оформления сама по себе занимает несколько месяцев). Причем вид на жительство дают, только если у человека есть работа. А работу без гражданства получить практически невозможно, она предоставляется в соответствии с правительственной квотой… Затем год вы живете с видом на жительство, потом можете писать заявление о гражданстве. От написания заявления до получения гражданства дистанция не менее пяти лет. Даже если украинка, скажем, вышла замуж за русского, она все равно не получит гражданства раньше, чем через те же шесть-восемь лет, процедура едина для всех.


Больше того! Сейчас в России живут, по разным оценкам, от 8 до 13 миллионов выходцев из СНГ. Они давно уже приобрели здесь квартиру и давно работают… Так вот, даже в отношении этих людей, которые прожили в России многие годы, закон не делает скидок — им тоже придется ждать шесть лет. Этот закон практически полностью закрывает для наших соотечественников возможность возвратиться в Россию, которая из матери для них превращается в мачеху.


Что мы выиграли, приняв запретительный закон? Ничего! Что мы проиграли и можем еще проиграть? Все! Мы можем потерять страну…


Что предполагают наши поправки для исправления ситуации? Первое. Если человек приезжает в Россию и вкладывает в ее экономику, ну, скажем, 50 000 долларов, гражданство ему давать немедленно. Потому что вложенные в экономику деньги — это рабочие места, зарплата, налоги.


Второе. Немедленно дать гражданство тем, кто живет и работает в России не меньше года. Вот вам уже 8 — 10 миллионов граждан.


Третье. Для жителей СНГ, которые хотят переехать в Россию, нужно максимально упростить эту процедуру: родственники (дети, родители) должны получать гражданство сразу, а не имеющие родственников — в течение одного-двух лет при условии, если они нашли здесь работу.


Четвертое. Поскольку в перспективе у России контрактная армия, тем ребятам, которые готовы служить в Российской армии, сразу же давать гражданство… Кстати, это предложение мы обсуждали с президентом. Он его поддержал. И потом во время телемоста с 201-й дивизией в Таджикистане он об этом сказал вслух… Почему еще это предложение выгодно России? Потому что доходы в постсоветских республиках ниже, чем в России, и контрактники оттуда не будут требовать невозможного в смысле оплаты. К тому же это ускорит собственно переход на контрактную армию.


Пятое. Допускается двойное гражданство.


— Я, кстати, так и не мог понять логику авторов принятого закона. Почему они запретили двойное гражданство? Что за низость? К чему заставлять граждан выбирать: или — или? Ревность просто какая-то дурацкая! Ясно же, что представься человеку такая возможность, выбор он сделает не в пользу российского гражданства. Так зачем закрывать человеку дверь в Россию, отнимая российское гражданство? От обиды? Из вредности? А вдруг он потом захочет вернуться с деньгами... В чем логика?


— Никакой логики, одни смутные чекистские страхи: а вдруг двойное гражданство позволит тут легко шпионить? А вдруг что-нибудь случится? А вдруг завтра все побегут, сделают себе двойное гражданство и не станут служить в армии? А вдруг они будут с помощью двойного гражданства как-нибудь уклоняться от налогов?


— Бред какой-то. Как уклоняться? При чем тут гражданство? Где человек зарабатывает деньги, там он и платит налоги. А армия при чем тут? Как будто так легко получить чужое гражданство восемнадцатилетнему парню, чтобы отлынивать от армии! Надо приветствовать получение россиянами гражданства других стран.


— Вы абсолютно правы. Двойное гражданство — это экономическое развитие. Двойное гражданство — это свободный возврат русских, живущих за границей. Китайцы зовут и приветствуют своих зажиточных сограждан из-за рубежа. Мы их выталкиваем.


— Почему же этот закон все-таки прошел через Думу?


— Рассказываю… Вокруг президента существуют две группы людей с разными ментальностями — либеральной и \»охранительной\». Представители первой относятся к зарубежным соотечественникам, как к своим, а представители второй — как к потенциальным наркоманам, сутенерам и террористам. К сожалению, когда принимался закон о гражданстве, возобладала именно эта \»спецслужбовская\» логика. Логика людей, которые наивно полагают, что если что-нибудь запретить, то это исчезнет. Вот запретят они солнышку вставать, и оно вставать больше не будет. Но мы-то понимаем, что будет! Только нелегально… Что мы и видим вокруг. На рынках полно нелегалов, \»Норд-Ост\» все равно случился, наркотрафик продолжается. Ни одного вопроса безопасности страны строгий закон не решил. Только усложнил жизнь нормальным людям и развернул поле для взяточников.


Ведь преступники за деньги получат любую бумагу, преступникам и террористам закон не помеха, на то они и преступники, чтобы его нарушать. Закон ставит рогатки только добропорядочным гражданам, он отсевает не бандитов, а хороших людей, которые могли бы принести пользу нашей стране.


— А почему Путин подписал этот закон? Вы сказали, что встретили у него поддержку. Его-то отношение к принятому закону каково?


— На разных этапах — разное. Перед принятием закона была поддержка, хотя и с сомнением. А сейчас, по-моему, постепенно приходит понимание произошедшей ужасной ошибки. Ведь вопрос о гражданстве — очень инерционный вопрос. Касающийся миллионов людей. Запуск механизма о неполучении гражданства. Я был в Эстонии, Белоруссии, на Украине — у людей в голове уже стереотип: в Россию ехать нельзя! А стереотипы — дело живучее. Чтобы перевернуть их, чтобы люди усвоили: ехать можно — необходимо приложить гораздо больше усилий.


Есть и еще одна опасность, о которой я пока не сказал. Нелегальная эмиграция провоцирует фашизм. Формула нацизма: нелегальная эмиграция + экономический кризис = фашизм. Даже в добропорядочной Европе мы это видим: как только растет безработица и увеличивается число эмигрантов, так сразу же Ле Пен выходит во второй тур выборов, Хайдер побеждает в Австрии, неонацисты маршируют по Германии… Поэтому вопрос об эмигрантах — вопрос национальной стабильности и безопасности. И когда \»спецслужбовская\» позиция берет верх, это выглядит как провокация. Провокация фашизма.


— И каковы шансы ваших поправок в Думе?


— Сейчас сложно сказать по поводу \»проходимости\» законопроекта: у нас слишком мало голосов. Но, на удивление, законопроект поддерживают левые.


Главное, чтобы люди четко осознавали: выбор у России сейчас такой — либо нелегальная эмиграция со всеми проблемами, вытекающими из этого, либо регулируемая государством, то есть легальная. Принятый в прошлом году запретительный закон как раз провоцирует нелегальную эмиграцию.


У меня есть знакомая — русская девушка из Белоруссии. \»Почему, — спрашивает она меня, — я не могу получить гражданство? Я работаю, зарабатываю приличные деньги. Почему я не могу жить как человек?\» Что ей ответить?..


Ведь в чем успех Америки? Америка — эмигрантское государство. Именно за счет энергии эмигрантов она поднималась и жила, за счет их мозгов, денег, рабочих рук… Сейчас у России есть уникальный шанс, сделав законодательство о гражданстве либеральным, повторить путь Америки в XXI веке.


Корейцы замечательно осваивают пустующие сибирские земли. Они в Сибири арбузы выращивают! А у нас сельское хозяйство хромает. Так давайте поддержим его, привлекая корейских специалистов!.. Украинцы работают в России на шахтах и буровых, белорусы трудятся водителями автобусов в Москве. Это прекрасно! Нам нужны кадры. У нас людей не хватает! Многие европейские страны используют эмигрантов для выполнения тех работ, на которые никогда не согласятся местные. Почему же мы должны отказываться от этого?


Америка делает приезжающих — и белых, и цветных — американцами. В этом суть. Поэтому для России в эмигрантах из Китая ничего плохого нет, если только они станут россиянами. Но для этого они прежде должны стать легальными эмигрантами! Потому что невозможно превратить в россиянина нелегала, негражданина… И многие китайцы, бежавшие от нищеты в Китае, готовы ассимилироваться. Ну так прекрасно! Пусть платят налоги!.. Нужно быть сильным государством, чтобы себе это позволить. Ведь отчего еще этот запретительный закон возник? От слабости нашей! От неуверенности в себе. Мы боимся конкуренции! Когда я был губернатором, у меня жили корейцы — целое селение. Не пили, не курили, работали по двадцать часов, завалили весь рынок дешевыми овощами… Их все ненавидели!


— Ясный пень…


— В соседнем с корейцами колхозе пьют, все разворовали, ни хрена не делают, зарплаты, естественно, не получают. И ненавидят корейцев… За что? Работайте, елки-палки! Если не можете работать, учитесь у корейцев! Только не говорите, что у вас непогода, заморозки, град побил, дожди залили… Потому что рядом корейцы с такой же погодой, и у них все растет.


Российская деревня спилась и вымирает? Так давайте завозить корейцев! У них все растет. Пускай в конкурентной борьбе победит сильнейший… Вот еще пример. Почему московское жилье такое дорогое? Потому что в столицу не пускают конкурентов — чувашских, нижегородских строителей. Попробуй сюда приехать — пристрелят сразу. Уверяю вас, если бы их сюда пускали, цены на жилье упали бы втрое… То же самое в масштабах страны: запрещая, по сути, приезд активных, деятельных людей, мы в целом повышаем в стране цены и снижаем качество жизни.


В Нижнем Новгороде в бытность мою губернатором строили дороги армяне. Сколько истерик было по этому поводу! У меня все спрашивали: почему нашим не даешь заказ, почему чужим даешь?.. А они тендер выиграли! Армяне строят дешевле, дают гарантию на три года и работают день и ночь. Кто вам мешал, дорогие нижегородские дорожники, бросить пить, больше работать, выиграть тендер? Привыкли на халяву получать подряды, а потом дороги разваливаются… Зато после армян автолюбители нарадоваться не могли.


Мы можем жить лучше. Для этого нужно помочь нашим в ближнем зарубежье. И тогда они помогут нам.


Огонёк, 31.01.2003, с. EV