70 тысяч – армия казахстанских чиновников

“Вчера в Туркестане открылся II Конгресс казахстанских журналистов, в котором принимают участие свыше 300 представителей СМИ, сотрудники администрации президента РК и неправительственных организаций. Главными темами на конгрессе являются перспективы развития региональной прессы, насущные проблемы национальных СМИ и отечественных журналистов. Помимо других злободневных тем участники конгресса обсудят ситуацию, связанную с законопроектом “О рекламе”, согласно которому запрещается реклама табачных изделий и спиртных напитков на ТВ и радио”, — сообщают “Известия-Казахстан”. Особого корпоративного подъема по этому поводу журналисты не испытывают: “Начался Второй конгресс. Возможно, на нем будет принята ставшая притчей во языцех декларация о нравственной основе журналистики. К сожалению, приходится констатировать, что документ, который готовился чуть более года, никому из казахстанских журналистов не нужен. Хотя б потому, что никакой юридической силы декларация иметь не будет, а уж с совестью своей каждый волен договариваться как хочет… Прошедший год показал, какие на самом деле могут возникнуть у СМИ проблемы” (“Мегаполис”). А в решении этих настоящих проблем пока журналистам не помог ни Конгресс, ни Общественный совет, ни Закон, не говоря уже о Декларации.


Со стабильностью везде плохо


“Мегаполис” привел выдержки из интервью с помощником госсекретаря США Элизабет Джоунс, которая, в частности, озвучила свое мнение по поводу судебных процессов над Мухтаром Аблязовым, Галымжаном Жакияновым и Сергеем Дувановым: “Это очень важный вопрос. Надо возвращаться к корням демократических преобразований и строго соблюдать права человека. Существует много различных точек зрения о путях развития. Разница во мнениях не означает, что одна из сторон не права. Мы внимательно следим за ходом судебных процессов над господином Аблязовым и господином Жакияновым, я знакома с обоими. Правительство США обеспокоено тем, что обвинения, связанные с экономическими преступлениями, имели под собой политические мотивы, и судебные процессы в их отношении были проведены с нарушениями казахстанского законодательства и норм международного права. Это не на пользу стабильности республики”. Еще хуже со стабильностью в соседнем Кыргызстане. Анализируя результаты прошедшего там референдума, “Мегаполис” задается вопросом: “Так что же это: чудовищная фальсификация или победа “демократического” режима Аскара Акаева? Скорее всего, имело место быть первое, а значит, не имеет быть места второе… Ведь даже главное государственное информационное агентство АКИpress признало, к примеру, что в Аксыйском районе, в этом эпицентре “южнокыргызской Вандеи”, была зафиксирована “аномально низкая” явка электората. Киргизия уже балансировала на грани гражданской войны, и данный референдум, учитывая его итоги, нисколько не отодвинул опасности его возникновения. Возможно, даже усилил… К тому же политические процессы протекают в Киргизии на фоне постоянного экономического спада по всем направлениям”. Вывод, который делает журналист издания: “Киргизия уже находится на дне экономической пропасти и неумолимо скатывается на самое дно кризиса внутриполитического, ну а дальнейшее президентство Акаева выглядит, несмотря на полученный карт-бланш, в высшей степени проблематичным…”


Перепрыгивая ступеньки карьерного роста…


Алихан Байменов высказал свое мнение по поводу поправок в закон о государственной службе. Дело в том, что теперь на каждую из семидесяти тысяч существующих в Казахстане должностей будут разрабатывать типовые квалификационные требования, по которым должен будет подходить соискатель. Сейчас у нас действует позиционная система (на каждую должность объявляется конкурс). Теперь собираются ввести еще и карьерную систему. Но это все детали, о том, как на самом деле у нас назначаются на государственные должности, рассуждает один из соучредителей “Ак жола”: “То, что делает правительство, не что иное, как подмена понятий. Когда говорят о переходе к так называемой “карьерной” системе, по сути, дезинформируются общественность и президент страны. Настоящая карьерная система предполагает проведение конкурсного отбора только на низшие должности, а дальнейшее продвижение по службе происходит только поэтапно. Таким образом, полностью исключается скачкообразность… Карьера – продвижение шаг за шагом. Правительство в проект закона заложило следующую формулировку: \»Занятие административной государственной должности административным госслужащим может осуществляться без конкурсного отбора, в порядке перевода”. Но здесь ничего не сказано о рамках, в которых возможно такое перемещение: то ли в пределах одной должностной категории, то ли за этими пределами. Это означает, что любой новый министр (или аким) может, пользуясь расплывчатостью этой формулировки, тащить за собой своих любимчиков – так называемую “команду”. Кроме того, попробуйте-ка разработать требования на 70 тысяч должностей! “За это время, — считает А. Байменов, — кадровый состав акиматов, министерств и ведомств будет сформирован фактически по принципу личной преданности”. Кроме того, сопредседатель партии, насчитывающей 85 тысяч членов, сообщил, что они собираются провести широкий социологический опрос: “Мы предлагаем ответить на три вопроса: о снижении налогов, о захоронении ядерных отходов и о прозрачности контрактов, заключаемых государством с недропользователями”. Кстати, соратник г-на Байменова, Ураз Джандосов признан национальным рейтинговым агентством “Казрейтинг” самым цитируемым политиком месяца, сообщил “Мегаполис”.