Почему не сработал \»двойной привод\»?

Новый взгляд на неудавшееся покушение на Ниязова

Недавно в одном из сюжетов информационной программы \»Время\» проскользнула информация со ссылкой на высокопоставленных чиновников из Министерства национальной безопасности Туркмении — в деле о ноябрьском покушении на Сапармурада Ниязова вновь возник \»российский след\».


Небольшой анализ событий и фактов приводит автора к мысли — помимо российского, здесь четко просматривается и турецкий след. Однако в самый последний момент намерения определенных кругов в этих странах видимо диаметрально поменялись, и ценой предательства оппозиции они купили расположение режима Ниязова.


Начнем с того, что после покушения последовали визиты в Туркмению высших должностных чиновников России и Турции, итогом которых стало довольно странное решение о немедленной выдаче их правительствам всех участников покушения, имеющих российское и турецкое подданство.


Невольно возникает вопрос — чем вызвана такая нежная \»забота\» о заурядных бандитах, задержанных на чужой земле? Ну и пусть бы их судили по законам той страны, где попались. Тем паче, прибывшие сановники клятвенно заверяли Ниязова в солидарности на фронте борьбы с терроризмом. Но их реальные действия дают основание сделать вывод — они попросту \»заметали следы\», чтобы их люди не дали ненароком \»не те\» показания…


Какие еще факты есть для обоснования упомянутой выше версии? Первое из них — это места пребывания лидера оппозиции Бориса Шихмурадова после ухода его с поста посла Туркмении в Китае. По словам надежного источника, поныне работающего в спецслужбах Туркмении, уже в ноябре 2001 года они получили распоряжение организовать слежку за опальным чиновником. Опасения Ниязова можно понять — наконец в стане оппозиции стала просматриваться сильная личность, способная сплотить вокруг себя недовольных и успешно претворить их желание о смене главы государства. Нельзя тут сбрасывать со счетов и авторитет Шихмурадова на международной арене, обретенный за период работы его главой внешнеполитического ведомства.


Итак, еще в 2001 году наблюдение установило — \»объект\» находится в Москве, где интенсивно проводит встречи с представителями кругов, близких к официальным. Естественно, у спецслужб возникает подозрение о готовящемся заговоре. Причем возникает оно не на пустом месте. В последнее время Ниязов всерьез увлекся идеей \»газовой трубы\» через Афганистан и Пакистан к мировым рынкам энергоресурсов, так как наличие коалиционных сил на афганской земле в определенной степени являлось гарантией проекта. Это дало бы шанс Ниязову порвать с его вассальной зависимостью от России. А вот последнюю это явно не устраивало: не случайно, во время переговоров по Каспию Путин раздраженно назвал Ниязова \»плохим переговорщиком\». Это могло стать сигналом для газовых магнатов из \»Итеры\» и Газпрома\» — мол, подумайте о смене руководства. Им же было что терять в Туркмении — одна \»Итера\» продает ежегодно до 40 млрд. кубометров туркменского газа.


Всерьез обеспокоенный полученной информацией, Ниязов дает команду оплатить \»солнцевской\» преступной группировке физическое уничтожение Шихмурадова. По мнению того же источника в МНБ, именно этим и объясняется спешный переезд последнего из Москвы в Стамбул — московские хозяева не могли дать гарантий его безопасности. Пребывание в Европе или за океаном резко снизило бы рейтинг Б.Шихмурадова — на политической сцене ценны фигуры прямого противостояния, а не прячущиеся в тени, грозящей покрыть мраком небытия.


Выбор Стамбула также не случаен — в Туркмении постоянно работают тысячи турецких бизнесменов, часть которых наверняка имеет с Ниязовым свои \»счеты\» в виде потерянных или недополученных прибылей по вине Туркменбаши. Они с готовностью предоставляют убежище опальному вице-премьеру, финансируют его расходы в надежде окупить все после прихода к власти Б.Шихмурадова.


Однако тогда резонно возникает вопрос — почему же замысел главы оппозиции провалился, если за его претворение взялись определенные финансовые круги двух таких влиятельных стран, как Россия и Турция? Ответ кроется в сфере большой политики и большого бизнеса. Начнем с последнего, ибо логика добывания денег проще и понятнее мудреных зигзагов политических интриг.


Заправилой турецкого бизнеса в Туркмении является некий Ахмет Чалык, президент компании \»Чалык Холдинг ширкетлери\» и одновременно заместитель министра текстильной промышленности Туркмении. Последний пост ярко демонстрирует степень доверяя Ниязова к этому бизнесмену — назначение иностранца на столь значительное место говорит само за себя.


И впрямь, успехи данного господина на местном \»поле чудес\» впечатляют — всего за несколько лет Чалык сколотил в нашей стране состояние в сотни миллионов долларов. Добро бы честным путем — вместо этого в ход идут обман, завышение цен на услуги, на завозимое оборудование, в общей сложности более чем на 2-2,5 млрд. долларов, из которых около 1 млрд. достались лично Чалыку. Коррумпированная схема, в которой помимо Чалыка были задействованы и такие крупные бизнесмены как А.Колюк и М.Агым, работала беспрепятственно благодаря личному долевому участию С.Ниязова, которому турки регулярно \»отстегивали\» проценты с каждой сделки.


Прознав о сговоре своих соотечественников с Шихмурадовым, Чалык мог бы сразу сообщить об этом Ниязову. Однако он решил максимально обезопасить свой прибыльный бизнес от возможных потрясений. Затратив порядка 25-30 млн. долларов, Чалык \»перекупает\» всех недовольных Ниязовым, а с теми, кто не пожелал иметь дело с \»грязным Чалыком\» — с ними провели беседы \»бизнесмены-патриоты\», разъяснив, что сохранение у власти С.Ниязова отвечает интересами Турции.


Итак, Чалык повел двойную игру — якобы помогал Шихмурадову, а на деле сообщал о каждом их шаге туркменскому МНБ и лично Ниязову. В данном случае целью игры в покушение было \»засвечивание\» глубоко скрытых отрядов оппозиции.


Тем временем, русские тоже пришли к выводу — Шихмурадов при всех основаниях быть благодарным за помощь в приходе к власти, все же в первую очередь, будет руководствоваться интересами своей страны, то есть вести политику здравого смысла. В этом плане выгоднее иметь дело с Ниязовым — его ограниченность и подозрительность дают широкий простор для манипулирования им в своих интересах.


Вот и вышло, что 25 ноября согласно планов турецкой разведки — МИТ и спецслужб России произошла имитация покушения. То есть, машина С.Ниязова вместо обычного нахождения в центре кортежа выехала вперед, а в итоге КАМАЗ перегородил дорогу только машинам охраны. Но даже в этом случае расстрела машин не было как минимум по двум причинам — турки и чеченцы не стреляли по целям, а охрана не оказала сопротивления. Кстати, никаких арестов на месте преступления не было — всех арестованных взяли вечером того же дня и на следующий день на явках оппозиционеров.


Характерно, что первый звонок С.Ниязова после события был В.Путину — вассал благодарил хозяина за помощь в обуздании своих несговорчивых подданных. А прилет в Ашгабат секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло, еще в бытность заместителем начальника ГУВД г.Москвы замеченного в связях с организованным преступным миром, ставит окончательную точку в большой игре — получено заверение Ниязова о немедленной выдаче российской стороне задержанных российских граждан. Помимо уголовников это касается и российских бизнесменов, добросовестно сидевших на даче Гуванча Джумаева в роли \»подсадных уток\».


Вот и турки не замедлили сделать то же самое — целью прибытия в Ашгабат премьер-министра Турции Абдуллы Гюля и лидера правящей партии Справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана была выдача арестованных турецких преступников, а не официально заявляемое согласование усилий в борьбе с терроризмом.


Дело сделано — и теперь в ход пошла операция прикрытия. В турецких и российских СМИ развернута целая пропагандистская кампания с целью доказать инспирирование покушения самим Ниязовым. Причем события преподносятся настолько подробно, словно журналистов информировали представители тех самых спецслужб России, которые и готовили этот фарс, обернувшийся трагедией для туркменской оппозиции.


Последним образцом подобного \»бреда\» является сообщение в программе \»Фокус\» радиостанции \»Немецкая волна\». Её корреспондент Виталий Волков с прискорбием вещает о создании в Туркмении аналогов ГУЛАГа — о резервациях для семей оппозиционеров, о том, что даже Таджикистан намерен водить свои поезда в обход территории Туркмении. И затем сообщает о том, что \»После начала антитеррористической операции в Афганистане, боевики \»Талибан\», ИДУ и \»Аль-Каиды\» часто использовали территорию Туркменистана как перевалочный пункт. Но на этот раз группу встретили не пограничники, а сотрудники МНБ и охраны президента Туркменистана. Эта операция по аресту боевиков, пришедших из Афганистана, была проведена под началом руководителя одного из отделов Службы президентской охраны, чеченца по национальности\».


Далее корреспондент радио в регионе Араз Сарыев выдвигает маловероятную версию о том, что фанатики-исламисты дали согласие инсценировать покушение на Ниязова. Пусть даже так, пусть даже арест этих боевиков именно возле дома Ыклымова был инсценирован с целью бросить тень на него. А как же быть с остальными, ведь последовали и повальные аресты?


Важно не эта попытка навести тень на плетень. Гораздо важнее, что даже столь явная \»утка\» подтолкнула немецких журналистов на правильный вывод: \»указанные лица, имеющие российское гражданство, выданы России. Последнее дает основание предполагать, что и руководство России хорошо знает истинное положение дел покушения на Ниязова, раз последний передал Москве обладателей столь секретных сведений\».


Кто знает, может и Б.Шихмурадов оттого сознательно, сдался туркменским властям, что прекрасно понимал — в данный момент для него гораздо безопаснее сидеть в родных застенках, нежели на свободе под надзором однажды продавших его \»спонсоров\» с длинными руками.


Получено по электронной почте

vahid@mxx.uz