Армения: молодой Демирчян делает успехи

19 февраля состоятся выборы президента Армении

Лишенный поддержки государственного телевидения, сын бывшего лидера Коммунистической партии Армении ставит на народ. Первыми, кто на прошлой неделе встречал въезжавшую в деревушку Ара колону из пятнадцати машин, были дети, размахивавшие избирательными листовками, с портретами Степана Демирчяна в руках, женщины на порогах своих домов и старики, выглядывавшие из окон.


Горное село Арагацотнского района к северо-востоку от Еревана стало первым из семи населенных пунктов, выбранных для посещения в рамках предвыборной кампании оппозиционным кандидатом, который, кажется, пользуется наибольшей популярностью в преддверии запланированных на 19 февраля президентских выборов.


Оказавшись в немилости у государственного телевидения, в контексте своей предвыборной кампании, главными козырями которой являются его молодость, политическая \»свежесть\», а также его известный ныне покойный родитель, Демирчян активно общается с народом.


Некоторые аналитики находят стратегию Демирчяна эффективной  уже сегодня он  самый популярный из десяти оппонирующих действующему главе Роберту Кочаряну кандидатов. Социологическим опросам в Армении по-прежнему нельзя доверять, и тем не менее два исследования, недавно проведенные с целью выявления общественного мнения, показали, что Демирчян идет вторым. Для жителей Ара, также как и других шести сел, субботний визит Демирчяна-младшего был событием с большой буквы. На главной площади собралось все местное население  кого-то привлекла кавалькада сопровождавших Демирчяна черных автомобилей марки \»Волга\», кто-то пришел из чувства искренней симпатии по отношению к оппозиционному кандидату.


Атмосфера была дружелюбной.


\»Спасите нас, Степан Демирчян\», — обратился к нему один из жителей, в восторге от того, что ему передали микрофон, и он мог сказать все, что хотел. Старое потрепанное пальто, изношенные брюки и туфли свидетельствовали о том, что жизнь этого человека нелегка, и все-таки его, казалось, не смутил безупречный костюм Демирчяна. Пробившись сквозь толпу, к кандидату подходит одна из присутствующих женщин Маринэ Саркисян и целует его. \»Мы хотим, чтобы он стал нашим президентом\», — говорит она.


Однако сам Демирчян не особенно разговорчив. Увещевая избирателей не дать себе быть запуганными администрацией Кочаряна, он лишь повторяет то, что уже было сказано его сторонниками.


\»Власти делают все возможное, чтобы помешать нашим встречам с избирателями и ограничить наше эфирное время на телевидении\», — сказал Демирчян, обращаясь к толпе. — Но мы пытаемся преодолеть все препятствия, и мы очень счастливы, что нас встречают так хорошо\».


Его программа, сулящая поддержку правительства бедным, государственные инвестиции в развитие промышленности и сбалансированную между Западом и Россией внешнюю политику, практически идентична тому, что предлагают другие кандидаты.


Своей популярностью в предвыборной кампании, где особое значение избирателем придается личности кандидата, Степан Демирчян, главным образом, обязан следующему. Его отец Карен Демирчян в 70-80-х гг. возглавлял армянскую Коммунистическую партию, а в ходе последних по времени президентских выборов в 1998 году выступил в качестве серьезного соперника ныне действующего главы республики Кочаряна. В  1999 году он стал председателем армянского высшего законодательного органа, а в октябре того же года был убит в результате теракта в парламенте наряду с другими семью высокопоставленными лицами.


На тот момент, когда погиб его отец, Степан был далек от политики. Электротехник по образованию, он стал директором \»Марса\» — одного из самых прибыльных предприятий Армении, специализирующихся на производстве микросхем.


Но, как говорит известный армянский политолог Александр Искандарян, молодой Демирчян унаследовал большой электорат. \»Это люди с ностальгией по счастливым советским временам, когда его отец был руководителем компартии\», — сказал он.


Президент Кочарян в свою очередь делает ставку на поддержку представителей правительственного официоза и их сторонников, объясняет Искандарян. Другой сильный кандидат от оппозиции мэр Еревана времен Советского Союза Арташес Гегамян рассчитывает на голоса \»недовольного электората\» — людей, которым на протяжении последних десяти лет не везло в жизни.


Солнце поднималось все выше, согревая морозный день, и в каждом следующем селе, куда приезжал Демирчян, его встречали все с большим энтузиазмом, под шум все более громких приветствий и аплодисментов. У входа каждого из сел звучали народные песни в исполнении местных музыкантов, здесь же можно было наблюдать принесение в жертву барана  — распространенный в горах ритуал, сохранившийся еще с дохристианских времен.


С трудом проталкиваясь сквозь толпу, 65-летний житель села Апаран сказал, что Карен Демирчян был для него лучшим человеком в Армении. \»Я искренне надеюсь, что и сын его будет таким же\», — добавил он. \»Я не играю на популярности моего отца\», — сказал Степан Демирчян в беседе с корреспондентом IWPR.  \»Конечно, моему имени отведена важная роль в моей кампании, и другие кандидаты пытаются обвинить меня в том, что я якобы использую его, но люди ценят меня такого, какой я есть. Я никогда не хотел становиться политиком и продолжил дело моего отца из чувства долга. Я взял бразды правления (Народной партией) в свои руки, потому что этого от меня ждал народ.


Его относительная молодость  — Демирчяну 42 года  — также играет ему на руку. В селе Вартенут гостей угощали вином, его разносила одетая в белое платье девушка лет восемнадцати. \»Я так нарядилась для Демирчяна\», — сказала она. — Я буду голосовать за него, потому что мне нравится, как он выглядит, мне нравится его элегантность и то, как он говорит\». \»Конечно, я тронут таким отношением женщин, но мне есть что предложить и посерьезней\», — говорит Демирчян.


И все-таки его популярность небезгранична.


В толпе были и скептики. Безработица, бедность и нарушенные политиками обещания подорвали веру в народе в то, что с приходом нового президента ситуация в Армении исправится. Это означает, что многие не будут голосовать совсем.


Сержик Энгоян и Агван Адамян, оба безработные, признались, что пришли на встречу только потому, что дома было нечего делать. \»Что бы ни предпринимали кандидаты, ясно, что в любом случае в выборах победит Кочарян\», — сказали они. — К чему тогда эта суета?\» По словам Искандаряна, Кочарян по-прежнему лидирует в предвыборной гонке. Однако важно, кто придет вторым, особенно если будет суждено состояться второму туру выборов.


Искандарян предлагает два сценария последующего развития событий. По первому из них, оппозиции удастся договориться о выдвижении единого кандидата (притязающим на пост президента представителям оппозиции позволено покинуть гонку до 9 февраля). В  этом случае, считает он, у Демирчяна появится неплохой шанс стать этим самым кандидатом. \»По-прежнему ожидается, что победа достанется Кочаряну, однако не следует исключать возможности возникновения некоторой политической нестабильности\», — сказал он. — Многие лидеры откажутся признать результаты выборов и объявят их фальсифицированными\».


Согласно второму сценарию, оппозиции не удастся объединиться вокруг одного кандидата, но Демирчян все равно придет вторым после Кочаряна. В этом случае, говорит Искандарян, победа Кочаряна будет более легкой, а оппозиции не хватит сил, чтобы оспорить ее.


Виорика Владика, молдовский журналист, в настоящее время учится в Ереване в Caucasus Media Institute.