Скорей на конгресс журналистов, чтобы… поспать

ХАБАР — Жетi-кун”


Будет ли у нас общественное телевидение?


Нурсултан Назарбаев посетил Италию, до этого были Прага, Нидерланды, Бельгия и Швейцария.


Казахстан надеется на помощь Италии при вступлении в ВТО. Исполнительный директор концерна “Эни” Минкато Витторио заявил, что они очень довольны условиями работы на Кашагане, президент Карло Чампи отметил заслугу Казахстана при созыве СВМДА, когда за один стол сели представители Индии и Пакистана, Сильвио Берлускони рассказывал итальянским журналистам, что Казахстан отказался от ядерного оружия еще на заре суверенитета, а папа Иоанн Павел II вспомнил, как тепло встречали его в Астане.


Выступление Колина Пауэлла не изменило расстановку сил в Иракском кризисе. По-прежнему Германия, Франция, Россия, Китай и еще несколько государств не согласны с политикой США. В итоге Джордж Буш и Дональд Рамсфельд выступили в духе, что есть, мол, только два мнения: одно – наше, другое – неправильное. Франция и Германия в ответ на это с горечью заметили, что Штаты вскоре дозреют до того, чтобы и их причислить к так называемой “оси зла”. Ларри Нэппер (посол США в Казахстане) долго объяснял журналистам, что предстоящий конфликт нужно рассматривать не как “Буш против Саддама Хусейна”, а как “мировое сообщество против диктатора”. Сюжет из Ирака ничуть не прибавил оптимизма, жители настроены очень враждебно к американцам, живут бедно и запасаются продуктами на случай войны.


Конгресс журналистов был подан в самом лучшем виде, дремлющих или скучающих коллег хабаровцы снимать не стали, обратили внимание на проблемы региональных СМИ (отсутствие денег, кадров и плохая работа “Казпочты”). Президент фонда “Адил соз” Тамара Калеева считает, что пора убрать уголовную ответственность журналистов за профессиональную деятельность и ограничить сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства. Говорили и о тендерах, на которых выигрывают, в основном, государственные компании. Немалую часть сюжета уделили проблеме создания общественного телевидения (за счет общества и для общества), которого в Казахстане пока нет. Самым известным образцом Общественного ТВ является Би-Би-Си. Декларация этики журналиста была названа “инструментом профессиональной самодисциплины масс-медиа”.


Последний сюжет поведал зрителям об особенностях национальной охоты с беркутами.


“КТК — Портрет недели”


Конгрессмены дремлют…


В Южно-Казахстанской области два малыша умерли, заразившись… чесоткой. Их родители – жители одного из аулов – не стали обращаться к врачам, а прибегли к помощи знахарки, которая продала им серную мазь собственного изготовления. После ее применения два мальчика скончались, остальные находятся в реанимации. Целительницу ищут. Также был повторен сюжет о ребенке, у которого из-за неправильного лечения началась гангрена руки. Мальчик остался инвалидом, а костоправ до сих пор на свободе.


Скорее всего, мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса приведет к контрабанде лекарств сомнительного качества. Уже есть данные, что около 45% медикаментов в наших аптеках – несертифицированный товар. Сюда входят и такие известные препараты, как “Эссенциале”, “Низорал” и многие другие. Эксперты собираются просить вывести аптеки из-под действия моратория.


В следующем сюжете председатель Агентства финансовой полиции Болатбек Булгакбаев и глава Нацбанка Григорий Марченко уверяли журналистов, что легализация в Казахстане завершена и повторяться такие эксперименты больше не будут. Г-н Булгакбаев при этом заявил, что на сам 00м деле мы – очень благополучная страна в смысле отмывания грязных денег и коррупции. Также он сказал, что отныне будет проводиться финансовый мониторинг, но ни о каком давлении со стороны правоохранительных органов и речи быть не может. А депутаты, считают корреспонденты КТК, увидели в активизации финполиции некую угрозу их неприкосновенности, вследствие чего и озаботились вопросами депутатского иммунитета.


Сюжет о втором конгрессе журналистов в Туркестане изобиловал кадрами дремлющих и даже откровенно спящих участников. От родного министра Мухтара Кул-Мухаммеда пишущая братия не дождалась даже поздравительной открытки, местные чиновники были ошеломлены количеством маститых “акул пера”, приехавших полюбоваться на мавзолей Ахмеда Яссави. Население приодели, временно устранили все недостатки водо-, тепло-, газоснабжения, врачей, учителей и бюджетников научили, что говорить, если вдруг журналисты вздумают попутно сделать материал для родной газеты (радио, телеканала) и так далее.


Английская баронесса Вивьен Стерн продолжает бороться за передачу казахстанских СИЗО в ведение Министерства юстиции. Также она обратила внимание на повальный туберкулез в наших тюрьмах. Министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев с графиком в руках объяснял баронессе, что кривая распространения чахотки идет на спад, случаи инфицирования СПИДом также чрезвычайно редки.


Атырау – город контрастов, сообщил автор следующего сюжета. Нефтяники процветают, остальные влачат жалкое существование. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается проседание почвы, нередки землетрясения. Все это, считают эксперты, происходит из-за нарушения технологии добычи нефти.


Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг судится с казахстанскими хакерами, которым грозит 28 лет тюрьмы и солидный штраф, если их признают виновными во взломе компьютерных систем американской компании.


“31 канал – Собственное мнение и Неделя”


Конец казахстанского кино


Авторская передача Булата Абилова “Собственное мнение” была посвящена вопросам кино. Казахстанского кино. Почему отечественные кинофильмы, получая высокие награды на международных фестивалях, не поступают в прокат и не доступны широкому (и не только) зрителю? На этот главный вопрос никто, по существу, так и не ответил. А ответ прост: потому, что отечественное кино никому из власти и не нужно. Все заняты набиванием собственного кармана, не до кино им… Выступавшая дама, одна из создателей пресловутого телесериала “Перекресток”, не имеющего никакого отношения к настоящему кино, к чему-то все время призывала, но, к счастью, так и не была услышана. Непонятно, зачем ее пригласили на передачу. Такую жизнерадостную, сделавшую откровенную халтуру и очень гордящуюся собой… Вот вам и отечественное кино! Только такое кино теперь у нас и будет. Как подтверждение этому, еще один “перекресток”, теперь уже под названием “Саранча”. А о настоящем кино забудьте, господа.


Далее последовала так называемая аналитическая программа.


Первый сюжет можно условно назвать – “перед иракской войной”. Здесь было повторено все то, что уже всем и так хорошо известно. Непонятно, зачем давать такие сюжеты из чужих мыслей и материалов, ничего своего так и не добавив?


Сюжет про 2-й конгресс журналистов, изначально непонятный своим назначением и смыслом. Какое он имеет отношение к реальной журналистике, еще более непонятно. Разве что чья-то (скажем, не очень удачная) пиар-акция…


Про продажу акций “Алюминий Казахстана”. В этом сюжете авторы просветили зрителей, подробно рассказав о Каймановых островах и оффшорных компаниях там. Такие компании, с уставным фондом всего в $900, способны вести огромный бизнес. Сюжет, очевидно, отразил какие-то местные разборки по переделу собственности.


О завершившемся судебном процессе Марата Койшибаева и его сестры, получивших условные сроки. В сюжете допущены некоторые вольности и весьма прозрачные намеки, так не свойственные этой передаче в последнее время.


Последний сюжет – о смертниках, то есть преступниках, приговоренных к высшей мере наказания – смертной казни. Они ожидают своей участи целый год после вынесения приговора. А участь их определят комиссия по помилованию, которая дает рекомендации президенту, а последний принимает окончательное решение – казнить или помиловать. Большая часть таких смертников помилования не получает.