Интересы какого государства блюдет прокурор?
Аким южной столицы Виктор Храпунов провел традиционную встречу с пенсионерами: “Старики уязвимы сейчас, как никто. Что может сделать для них мэр, кроме того, что внимательно выслушает, от души посочувствует? Город делает то, что может. Даже больше того. О том откровенно и честно сказал мэр старикам. Аким предлагает решать все проблемы людей пожилых поэтапно, отдавая всегдашний приоритет — самым немощным, остро нуждающимся” — таким вот сентиментальным речитативом поведала “Столичная жизнь” об инициативах отца города. А “Мегаполис” заинтересовался одной весьма характерной в условиях Казахстана историей: “История началась 6 октября 1999 года. Именно в этот день “Юридическая газета” опубликовала объявление о намечающемся инвестиционном тендере. Выставлялись кинотеатры “Сары-Арка” и “Байконур”. Ну вы помните эти кинотеатры в то время! Посещаемость в одном случае близка, а в другом равна нулю, загаженные залы, порезанные экраны, завывание ветра и непередаваемый запах звериной берлоги”. В общем, тендеры были выиграны (кто не помнит, компанией “Отау Плюс”), кинотеатры отремонтированы, залы вычищены, зрители привлечены броской рекламой и ходовыми фильмами – и деньги пошли. И вот тут-то начинается самое интересное. “Не успели истечь три года, которые были оговорены в условиях города, как срок инвестиций, и компанию “Отау Синема”, ставшую правопреемницей ТОО “Отау Плюс”, пригласили в специализированный межрайонный экономический суд города Алматы. Истцом на процессе выступил прокурор города Алматы, действовавший, как указано было в заявлении, в интересах государства. Правда, в заявлении не указали, какого именно государства”. Ситуация получилась следующая, по прошествии трех лет КГКП “Киновидеообслуживание” вспомнило, что в одном из кинотеатров осталось кинооборудование, за которое “Отау” не уплатило, да и сами здания вроде были не так уж и плохи, как посчитали оценщики, и потребовали расторгнуть договоры о купле-продаже кинотеатров. Вот такой поворот, вполне, впрочем, предсказуемый: приведенное в идеальное состояние имущество пытаются переделить по-новому. В общем, издание заверило читателей, что намерено пойти до конца и разобраться, кому понадобились два теперь уже лакомых кусочка алматинской киноиндустрии.
Могильнику – быть?
Ахас Тажутов вернулся в “Мегаполис” уже в качестве заместителя главного редактора и сразу же принялся за работу. В газете вновь появились публикации о том, насколько обоснованны разговоры о Казахстане, как о “втором Кувейте”, а в “Синоптикусе” была затронута тема ввоза и захоронения ядерных отходов в Казахстане. “Судя по тому, что Вашингтон, согласно сообщениям в прессе, поддерживает казахскую программу по радиоактивным отходам, но при этом речь идет о их ввозе в Казахстан не из США, а из Западной Европы и Тайваня, за всем этим стоит проблема нахождения места для захоронения отходов того ядерного топлива, которое американцы поставляют на западноевропейские и тайваньские АЭС. Дело в том, что, согласно условиям этих поставок, право на распоряжение ОЯТ (отходами ядерного топлива) остается за государством-поставщиком. Это не только позволяет США отслеживать движение этих опасных отходов, но и дальнейшее распоряжение ими. На том же острове Тайвань и в Южной Корее накопились 5-7 тысяч тонн ОЯТ. В США “зеленые” опасаются возвращения этого отработанного топлива в страну”. В общем, проблема требует решения, а ввозить и хоронить у себя отходы никто не хочет. Бесплатно – не хочет. А вот если за это можно выручить 20 миллиардов долларов – тогда пожалуйста: “Казахстан – не Америка и даже не Тайвань, который при площади с Карасайский район Алматинской области имеет ВВП (свыше 300 млрд. долларов), сопоставимый с российским. Для него это огромные средства”. А “Известия-Казахстан” рассказали о проекте строительства Балхашской атомной электростанции в Казахстане. “Возможность такого сотрудничества обсуждалась в москве во время встречи Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, которая состоялась накануне экономического форума ЕврАзЭС. Однако для казахстанских атомщиков разговоры о строительстве АЭС в Балхаше – не новость”. Идея, как оказалось, существует давно и требует огромных затрат времени и денег, так что пока это из ряда долгосрочных проектов.
Те же “Известия” опубликовали интервью с министром охраны окружающей среды Айткуль Самаковой: “На территории республики скопилась десятки миллиардов тонн собственных отходов, в том числе бытовых и радиоактивных. Но несмотря на это, обсуждается идея ввоза и захоронения радиоактивных отходов из-за рубежа. Вам, как министру, не кажется, что при нынешнем положении это было бы, мягко говоря, неразумным? – Как министр, могу сказать, что этот проект для нас выгоден экономически. За счет полученных таким образом средств мы могли бы решить и проблему захоронения собственных отходов. Но при этом надо иметь в виду, что Казахстан присоединился почти к двум десяткам международных экологических конвенций, согласно которым власть, прежде чем сделать тот или иной шаг, затрагивающий жизненные интересы народа, должна выяснить общественное мнение. Будучи выразителями мнения народа, депутаты собираются в ближайшее время провести парламентские слушания”. Если такова позиция министра природоохранного ведомства, то что говорить о правительстве в целом? И нет сомнений, что народные слуги и выразители его же мнения обязательно примут правильное решение. В общем, в ближайшие годы и даже десятилетия своя АЭС у нас вряд ли появится, а вот радиоактивный могильник – вполне вероятно.