Комментарий: неразвеянные сомнения по поводу союза Беларуси и России

Вот уже почти десятилетие, как Беларусь и Россия прилагают обоюдные усилия к сближению, почему же нет никаких результатов? Уже более восьми лет прошло с тех пор, как начались разговоры об объединении Белоруссии и России, а две стороны, кажется, ни на йоту не приблизились к соглашению. Народы обеих стран все еще не представляют, что же в действительности происходит.


Недавнее заседание комитета по созданию конституции нового союза прошло как обычно: оптимистические заявления и никаких видимых результатов. Мнение народа по этому поводу, похоже, разделилось, многие за союз, но настороженно относятся к полной потере суверенитета. Политики же обеих стран, кажется, не способны осуществить свои намерения. Тактика \»шаг вперед и два назад\» позволяет предположить, что сторонам больше нравится процесс объединения, а вовсе не окончательный результат. Разговоры об объединении начались в 1995 году, в первый год президентства Александра Лукашенко, когда Беларусь и Россия подписали акт о дружбе и сотрудничестве. Год спустя было подписано соглашение о создании Российско-Белорусского содружества, а в 1997 году был заключен договор о союзе двух стран.


По этому договору предполагалось более тесное сотрудничество в экономической, политической и социальной сферах, однако подчеркивалось то, что обе стороны сохраняют суверенитет и такие признаки государственной независимости, как герб и флаг.


С тех пор Москва и Минск сформировали несколько надгосударственных органов и конституционный комитет для создания союзной конституции. Однако оппоненты считают, что эти формирования существуют только для того, чтобы обеспечить политиков рабочими местами и зарплатами. Процесс объединения начал тормозиться в 2000 году с избранием Владимира Путина на пост Президента России. У белорусской стороны были теплые отношения с его предшественником, Борисом Ельциным. Отношения же с преемником бывшего президента довольно прохладные. Первое серьезное разногласие произошло летом 2002 года, когда Путин в качестве проекта объединения предложил маленькой Беларуси войти в состав большой России. Это оскорбило его белорусского коллегу, который резко отверг потерю суверенитета своей страны. Это, в свою очередь, задело Путина, который высказался достаточно колко: \»Мухи  отдельно, котлеты отдельно\».


И хотя лидеры несколько месяцев спустя преодолели эту размолвку, четкого плана объединения не последовало.


Аналитики полагают, что четкого плана быть и не может, пока обе стороны не решат конкретные проблемы. Проблемы эти включают, помимо прочего, большую задолженность Беларуси перед Россией, особенно по поставкам газа и электричества, и отсутствие единой системы таможенных тарифов. Существует неопределенность и по поводу заявлений с обеих сторон о введении единой валюты к 2008.


Из всех бывших союзных республик, именно Беларусь поддерживает самые тесные экономические и политические связи с Россией, которая является ее основным торговым партнером. Минск зависит от поставок российского газа и электричества, без которых, как заявляют некоторые аналитики, эта небольшая страна не сможет выжить.


После того как из-за нарушений прав человека Западом была принята политика практически полной изоляции Беларуси, Москва осталась ее единственным другом в Европе. Наличие такого могущественного союзника питает популярность Лукашенко и позволяет ему лелеять в народе ностальгию по советским временам.


Для Москвы Минск представляет некоторый стратегический и экономический интерес. Хотя Беларусь не является главной магистралью для российских нефти и газа, она — важный транзитный пункт. В ее нефтеперерабатывающих заводах заинтересованы российские олигархи, которые требуют приватизации белорусской промышленности.


Однако основной интерес лежит не в области финансов, а скорее в сфере духовной. В некотором смысле, Беларусь — и последняя российская колония, и родственная душа, и важная зона влияния, и буфер между ней и НАТО. Развал Советского Союза в 1991 году не испортил отношения между народами двух стран, которые сохранили тесные культурные связи. Беларусы любят российское телевидение, и русский язык имеет в Беларуси официальный статус.


В результате большинство беларусов поддерживает проект объединения с Россией. Недавние исследования Независимого института социально-экономических исследований в Минске показали, что 54 процента опрошенных высказались за союз. Однако в целом три четверти опрошенных выступают против потери независимости Беларуси.