Окончание, начало смотри здесь и здесь
***
Автор: Иван
Дата: 27.11.02 12:59А как Вы относитесь к Эрику Нуршину? Как-то давно видел вас с ним вместе, вы по-прежнему дружите? (этот вопрос мне навеяли публикации в Нави об этом самом Нуршине).
— К Эрику Нуршину я сейчас, слава Богу, никак не отношусь!
Что же касается фантома Сэрика Уршина, — к нему я отношусь как к естественному природному явлению, где-то даже как к венцу Творения. В том смысле, что если бы Уршина не было, его следовало бы выдумать. Ну, посудите сами: разве осуждение Сергея Дуванова приобрело бы такую всестороннюю завершенность, если бы на “потерпевшей” стороне не выступил сам ПУП ЗЕМЛИ — Потрясающий Умопомрачительный Правозащитник.
Или вот, допустим, в прекрасном городе Алма-Ате есть не только прекрасный аким, но и не менее прекрасный перекресток, где “святой” Амантай развешивает на деревьях свои прекрасные простыни. А также в нашем прекрасном городе прекрасно вещает “Хабар”, выходят прекрасно отпечатанные “Караван”, “Новое поколение”, “Экспресс К”, прекрасно-серые вкладыши к прекрасным российским газетам. Ну, и конечно, выходит уршинская “Доживем …ли?”. И, согласно моему агностическому мировоззрению, все эти природные явления находятся между собой в некоей не подвластной нашим ощущениям, и не доступной нашему сознанию, но вполне материалистической связи.
Объективная необходимость существования такого природного явления, как Сэрик Уршин, доказывается и тем, что его персональная эволюция прекрасно вписывается в теорию Чарльза Дарвина. Просто Сэрик, как натуральное Чудо Природы, иллюстрирует теорию естественного отбора как бы с другого конца.
В прошлой жизни действительно был такой журналист – Эрик Нуршин, и не простой журналист, а хозяин собственного информационного агентства “Дана-пресс”, затем – главный редактор нескольких газет. Заметьте – демократически-оппозиционной направленности. Журналист Эрик был, как говорится, “от Бога”, — в том смысле, что ради сенсации, или даже просто ради красного словца, не пожалел бы и … Нет, отца своего он жалел, а вот себя часто делал эксклюзивным источником этой самой сенсации. А поскольку собственно журналистского мастерства у него всегда не хватало, скандал, эпатаж и просто хамство все более становились его второй натурой и первой профессией. Соответственно, карьера его успешно развивалась – сверху вниз. Сначала он перешел на положение просто наемного журналиста, потом его выводили за штат, а потом и банально начали выгонять. Человек откровенно бедствовал материально, думаете, это так просто?
Симметрично протекала и его правозащитная деятельность, которой он занялся тоже не вчера, и тоже – на стороне оппозиции. Он защищал (вместе со мной и Галымом (первый и последний раз – сказали мы тогда) четырех лидеров жанатасцев, перекрывших железную дорогу в Таразе, и сам (успешно, надо сказать) уральских “комсомольцев”, потом тех же жанатасцев, когда их детей заражали туберкулезом, а молодежь “прессовали” менты. Но везде он себе же портил своей, до откровенного фарса, скандальностью.
Поэтому, когда нашелся Милосердный Самаритянин, накормил-напоил грешного оппозиционера-неудачника, утешил его Великою Милостью, дал кров и полезное Небесам Астанинским Служение, — здесь-то его исстрадавшаяся душа и слилась наконец с бренным туловищем. Сэрик уршин, как не многие из нас, имеет оплачиваемую возможность удовлетворять все свои комплексы, — эдакое простое человеческое счастье, завидно даже!
И все же ему я не завидую, и вот почему:
С оппозицией у него все в порядке, — он ее по-родственному ненавидит, и она его активно презирает, здесь полная гармония чувств. Но вот с Хозяином у него перспективы — неважные. Дело в том, что те жиденькие помои, которые он разливает в своем “спецназе”, — они все же для него жидковаты. Сэрик, конечно, не самый умелый публицист в Казахстане, но все же – основы профессии знает, и мог бы писать посильнее. Бред, который он сейчас несет, — это тот же уже въевшийся в него эпатаж, но только теперь скрытно направленный против Работодателя. Его-то — теперешнего своего Хозяина, Уршин ставит еще ниже бывших соратников по оппозиции, и тайно (как ему кажется) насмехается над ним самим – качеством своей газетенки. На чем, бедолага, опять и погорит…
Автор: Левый Дата: 28.11.02 16:28
Где ваши друзья-соратники — Галым, Мурат? В последнее время такое ощущение, что вы, как тот кот Василий, который и печник, и плотник, и на мышей охотник. Вы же видите, нет рядом людей вашего уровня.
— Мурат работает в Фонде Сороса, помогает “Ак жолу”. С ним все в порядке, он живет в гармонии с самим собой, для него это главное…
У Галыма, в общем, тоже все нормально. Он сейчас главным образом находится в Москве, где жил до того, как Нурсултан Назарбаев не соблазнил его идеей создать настоящую Науку в суверенном Казахстане. Но за него мне обидно. Более по-современному элитного Казаха, да и просто честного и основательного Человека, я в жизни не встречал. Может быть, есть у нас и кроме Галыма ученые, без туфты, мирового уровня, но лично я их не знаю. А вот, поди ж ты, не пришелся д. ф.-м. наук, лауреат Госпремии СССР Галым Абильсиитович Абильсиитов ко двору чемолганской аристократии…
Когда Галым приезжает, мы втроем встречаемся, все обсуждаем, жизнь продолжается…
Автор: Халиль Дата: 03.12.02 11:13
господин Своик, вы отказались участвовать в работе Совещания по демократизации, а ваш соратник и друг Мурат Ауэзов пришел на первое заседание даже без приглашения — что это, раскол в ваших взаимоотношениях, ведь он очень высоко оценил потенциал Совещания?
— Мне как-то приходилось сравнивать “Ак жол” с мягким хвостом “Демвыбора”. А хвост – полезная часть организма, особенно когда он тянется за устремленным вперед телом, а не пытается им вилять…
Что до ПДС, то это тоже штука полезная, — как хвост павлину. Как только вместо видимости начнется серьезный разговор – мы тоже на ПДС появимся.
Автор: Alex Дата: 03.12.02 11:18
уважаемый П.Своик, не могли бы вы вкратце поведать о постназарбаевском периоде Казахстана. Не будет ли народ сожалеть и вспоминать его ностальгически, как Сталина или Брежнева?
— По-хорошему, этот вопрос требует еще более обстоятельного и откровенного “самовыражения”, чем то, на которое меня подвигнул вопрос Выпендрежника. Но поскольку я не могу бесконечно растягивать “прямую линию”, и эти мои ответы являются как бы завершающим ее “хвостом”, не стану уподобляться павлину, отвечу именно “вкратце”.
Нурсултан Назарбаев – органичен для своего времени и нашего народа. В первые десять лет его пребывание во главе Казахстана было, в основном, — Благом, теперь (и чем дальше, тем больше), в основном, – Проблемой. Включая то, что он стал Проблемой и для себя самого, и своего окружения. Реализовать программу “Казахстан после Назарбаева”, не растеряв его достижений, но и не утонув в болоте Ближнего Круга, не испачкаться грязью прошлых дел, но и не замазать этой грязью всю национальную историю, — это бо-о-льшое испытание для всех нас. И далеко не только для оппозиции. ДВК – это шанс, но не гарантия. И “Ак жол” – тоже шанс, только дрожащий. Даже “Отан” – тоже шанс, а все шансы надо использовать.
Автор: Иванов Дата: 03.12.02 12:51
Читал ваше произведение о казахских межжузовских проблемах. Как вы оцениваете перспективу русских в республике, есть ли им место в родовом, трайбалистском государстве, каким является сейчас Казахстан?
— “Русские” – органичное и абсолютно необходимое самим казахам заполнение “родового трайбалистского государства”. На этой базе нынешнее “коренное” государство на самом деле только и держится. Не вписавшихся русских давно уже нет среди нас. Сам же трайбализм расцвел у казахов не от хорошей жизни. Нам всем одинаково нужно современное государство.
Автор: Кадр Дата: 03.12.02 16:06
Похоже, всех оппозиционеров ловят на компромате личной жизни. Случаи с г-ном Косановым, Куттыкадамом, вероятно, и Дуванов попался в сети, расставленные тайными службами. Говорят, и на вас есть компра. Как живете при постоянном давлении и слежке?
— Стерпится, – слюбится.
Автор: Ваш тезка Петр Дата: 03.12.02 19:03
Как вы относитесь к парламентской форме правления? Для Казахстана было бы лучше, если бы не президент лично, а собрание депутатов решало важнейшие государственные проблемы?
— Суть политической программы ДВК – переустройство режима личной власти президента Назарбаева в парламентскую республику.
Автор: Анна С. Дата: 03.12.02 19:06
Слышала, как вы, рассуждая о мифологизации казахского сознания, говорили о том, что сейчас очень важно создать современный казахский миф. И якобы Мухтар Аблязов, Галымжан Жакиянов его создают — своей жизнью, своим подвигом, тем, что не сломились, не пошли на компромисс с властью. Так ли уж необходимо создание таких мифов, что они могут дать? Развейте вашу мысль. А вы пошли бы на создание мифа, если бы перед вами стал такой выбор? Или создавать казахский миф могут только казахи?
— Те казахи, что претендуют на лидерство не в присвоении властных постов и “прихватизации”, а в строительстве невременщиковой национальной государственности, обязаны лидировать, прежде всего, в создании положительного казахского мифа. Сейчас, например, реальность — это миф “Казахгейта”. То есть, никто из нас не видел подлинных документов и не знает конкретных обстоятельств, никакое правосудие еще не состоялось, и не известно – состоится ли, но вся страна уверена, что “Казахгейт” – реальность. А нужно создавать уверенность, что не ворующая власть – тоже реальность.
И лидировать в поступках, на которых, кирпич к кирпичу, будет строиться этот новый миф-реальность, должны именно казахи. Потому что неказахский вариант (а можно дождаться и такого!), означал бы не только катастрофу казахского самосознания, но и всей казахстанской государственности.
Соревноваться с казахами в таком лидерстве – бесполезно и опасно. Другое дело, что лидерство казахов в создании современного национального государства требует от настоящих лидеров нации демонстративного отказа от всех форм казахпайского хитрованства. В частности, от использования закона о госязыке для “отсечения” “русскоязычных” от постов во власти, в том числе высших.
Автор: Александра Дата: 03.12.02 19:29
Вы — неказах, насколько я знаю, ваша супруга — тоже. Положением дел в Казахстане вы недовольны, между тем при ваших знаниях вы вполне могли бы состояться и за границей. Что же вас заставляет оставаться в Казахстане, вести бесконечную политическую борьбу с режимом? На что вы рассчитываете в итоге? Ведь не ради самого процесса вы все это делаете?
— Я состоялся именно в Казахстане, и моя супруга – тоже. И дети, и внуки, — тоже получились хорошо именно здесь. Куда же я поеду? Тем более что (как надеюсь) состоялся еще не полностью. Казахстан – единственное место, где я хочу жить, а я видел много стран, могу сравнивать.
И потом, кто Вам сказал, что я недоволен “положением дел в Казахстане”? Того, чем я доволен, во много раз больше того, чем недоволен. В бытовом смысле лично я почти удовлетворен, а в профессиональном – так вообще мало кому везет в жизни! Уже 15 лет непрерывных реформ, в которых я, так или иначе, нахожу свое место. При этом имею счастье не холуйствовать, говорить лишь то, что думаю, и делать то, что считаю правильным.
Автор: Mahatma Дата: 09.12.02 07:42
Ну, господин Своик, объявитесь! Что с Вами? Вы нас так не пугайте своим молчанием, Бог знает, что мы можем подумать! Волнуемся! Я, помимо всей иронии, отношусь к Вам как полный уважения скептик, но Ваше молчание неэтично.
— Вот, — “объявился”. Надеюсь, скептицизма у Вас поубавилось.
До встречи!