Воислав Шешель vs Гаагский трибунал: кто кому выгодней?

“…кто выиграл от сдачи Шешеля Трибуналу - еще большой вопрос”

Международный военный трибунал по бывшей Югославии еще с момента своего создания стал иметь дурную славу. И судил он по двойным стандартам, оправдывая деяния мусульман и хорватов, в то же время крайне жестко подходя к обвиняемым сербам. После того как гаагским судьям фактически продали бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, которого в Голландии клеймит позором сама Карла дель Понте, Трибунал превратился фактически в фарс. К сожалению, с элементами трагедии. Но еще не вечер. Вскоре театральности в Гааге явно добавится: в начале недели “международным инквизиторам” сдался Воислав Шешель. Сам.


Шешель – лидер Сербской радикальной партии, бывший кандидат в президенты Югославии (теперь Сербии и Черногории) обвиняется в том, что с 1991 по 1993 год, руководя формированиями сербских националистов, так называемых “четников”, проводил на территории Боснии и Герцеговины репрессии в отношении несербского населения. Кроме того, в обвинениях фигурирует такая дико звучащая на слух для цивилизованного человека формулировка, как “нарушение правил и законов ведения войны”.


То, что Запад постоянно третирует сербов, фактически открыто поддерживая в свое время боснийцев и хорватов, а в последнее время – косовских мусульман, известно давно. Международному уголовному преследованию подвергаются исключительно сербы. Милошевич, Шешель, Караджич, Младич – это только те имена, которые на слуху. Полный же список обвиняемых Трибуналом сербов насчитывает не один десяток фамилий. Некоторые уже осуждены. При этом судят фактически тех, кто проиграл в междоусобной войне на Балканах. Хорватов и мусульман пока не осуждали. При этом Запад проводит свою политику настолько открыто и демонстративно, что терпение в самой Югославии перешло за критическую точку. Но стал ли Шешель “жертвой” жажды справедливости или преследовал какие-то свои цели?


Из стана противников звучат абсолютно противоположные заявления. Обвинение в лице Флоренс Хартман (дель Понте, очевидно, Милошевича по горло хватит) радо, что Шешель оказался таким “сознательным” гражданином” и сам явился в суд. Делайте, как говорится, как он. Похоже, “инквизиторы” еще сами не поняли, какую бомбу замедленного действия в лице Шешеля они получили.


Во-первых, он приехал отнюдь не для того, чтобы получить лет этак 50 (хотя, скорее всего, его все-таки осудят, но на малый срок). Шешель сдался для \»уничтожения трибунала, который является американским орудием, направленным против сербов\». И нет сомнения, что он, юрист по образованию, сумеет выставить Трибунал и его обвинения отнюдь не в самом лучшем свете.


Во-вторых, Шешель, никогда не отличавшийся благосклонными заявлениями в отношении Запада, воспользуется гаагской скамьей подсудимых как трибуной, чтобы словесно размазать Запад по стенке. И ведь эти тупо верящие в демократию и всеобщую свободу, в том числе и слова, голландцы ему это слово дадут. Поэтому прощальный десятитысячный митинг в Белграде можно считать этакой генеральной репетицией перед главным выступлением. К тому же наверняка Шешель попутно призовет арестовать Клинтона за бомбежки Югославии, а заодно и Буша-младшего за бесчеловечное обращение с военнопленными талибами на Гуантаномо.


В-третьих, своими речами, где Шешель обязан будет пройтись по нынешней сербской власти, он сильно подорвет авторитет в стране фактического ставленника Запада Воислава Коштуницы. Последний, напомню, сумел прийти к власти во многом благодаря тому, что обещал, что ни один серб не будет выдан Трибуналу, и тут же это обещание нарушил, продав Милошевича. Теперь же еще один “сербский патриот” находится в Гааге, причем он предпочел суд той власти, которая правит его страной.


В-четвертых, судебным заседанием над собой Шешель, безусловно, повысит свой авторитет в стране. Бесплатные агитационные речи с терновым венком борца за свободу Сербии – что может быть лучше. К тому же пока Шешелю в Сербии и Черногории ловить нечего. Последние выборы он проиграл, народ еще недостаточно озлоблен нынешней властью, но вскоре градус народного негодования повысится. Связано это будет, прежде всего, с оформляемым сейчас разводом Сербии и Черногории, а также с фактической и, вполне вероятно, юридической потерей Косово. Шешель уже на данный момент имеет полную поддержку в южных областях страны, граничащих с мусульманским миром, осталось заручиться поддержкой севера. К тому же Шешель достаточно молод для политика, ему 48 лет. И отсидка в несколько лет в теплой и уютной гаагской тюрьме, а тем более за свою страну, политической карьере не помешает.


Западные СМИ называют Воислава Шешеля ультранационалистом. Российские коммунисты – единственным патриотом Сербии, борцом за свободу нации, силой, противодействующей экспансии Запада на Балканах. Наверное, и в той, и в другой оценках есть своя доля правды. Но что нельзя отрицать, так это то, что Шешель довольно трезвомыслящий политик. Вот как он оценил в интервью, данном в конце прошлого года, будущее тогда еще Югославии:


Нынешнее правительство Сербии — за ликвидацию Югославии… Но Запад не заинтересован в полной независимости Черногории, ибо тогда ему придется содержать ее за свой счет. Запад написал за нас проект Конституционной хартии нового государства. Но страна, которую они пытаются создать, просто не может существовать. Это \»государство\» будет постоянно лихорадить. А значит, будет нужно присутствие иностранных эмиссаров. То есть страной будет управлять Запад. Для нас все это хуже, нежели простое отделение Черногории от Сербии и их превращение в полностью независимые государства”.


Первая часть прогноза Шешеля уже сбывается. Только что созданную Сербию и Черногорию уже лихорадит: идут постоянные споры о том, где будет находиться правительство и парламент, как называть государственный язык, какая будет валюта и т.д. Всю эту смуту Шешель пересидит в Гааге, а там можно вновь и о президентском дворце в Белграде задуматься. Так что, кто выиграл от сдачи Шешеля Трибуналу — еще большой вопрос.