Аксыйцев принуждают сдавать кровь

Врачи Аксыйского района решают проблему нехватки донорской крови, заставляя своих пациентов сдавать кровь при выписке из больницы.


На юге Кыргызстана в аксыйской центральной районной больнице, находящейся в селе Кербен, врачи не выписывают своих больных после лечения, пока выздоровевшие пациенты не предъявят справку о том, что сдали 200 граммов крови в счет донорских запасов.


Проблема нехватки донорской крови остро стоит по всему Кыргызстану. Людей, желающих добровольно сдавать кровь, с каждым годом все меньше и меньше. А у государства нет средств, чтобы привлечь их достойным вознаграждением.


В советское время такой проблемы не было. Тогда здравоохранение республики полностью подчинялось “центру” — Москве, которая финансировала всю систему донорства. К тому же велась широкая агитация среди населения — советских людей призывали вступать в ряды доноров, которые получали определенное вознаграждение и льготы. Обкомы партии, ЦК партии получали также соответствующие указания из Москвы по проведению акций по безвозмездной сдаче крови населением. К этому привлекались работники заводов и фабрик, учащиеся вузов.


Вовлечением кыргызстанцев в ряды доноров занимались в те годы 400 сотрудников Общества Красного Креста и 600 сотрудников из Центра крови. Сегодня же в Республиканском центре крови работает всего 150 человек, которым не под силу развернуть широкомасштабную агитацию населения Кыргызстана. Да и средства на это практически уже не выделяются.


Токтогазы Кутукеев, директор Республиканского центра крови, в беседе с контрибьютором IWPR заметил: “В Канзасе, например, на агитацию и привлечение людей к добровольной сдаче крови выделяется 3 млн. долларов, а у нас нет даже такой статьи в бюджете”.


В советское время Москва спускала планы: сколько крови было затрачено за определенный период предыдущего года, столько же надо было заготовить и в новом году. “Люди, сдававшие кровь, и те, кто выполнял план по заготовке крови, получали правительственные награды”, — продолжает Токтогазы Кутукеев.


Следует сказать, что планы по сдаче крови в советское время даже перевыполнялись, хотя необходимости в этом не было. “В 1988-89 гг. в Кыргызстане было заготовлено 200 тонн крови, — рассказывает Кутукеев. — Из них 40 тонн были списаны, а 60 тонн пошло на производство препаратов крови, причем при переработке было списано еще 10 тонн в связи с истечением срока хранения (21 день)”.


После распада СССР в Кыргызстане отказались от плановой системы заготовки донорской крови. Но минимальные ее запасы необходимы, и для этого Кыргызстану нужно иметь около 20 тысяч доноров. “Их у нас нет. Но в этом году мы начали работать над созданием государственной стратегии по привлечению доноров, — говорит Кутукеев. — При этом речь не идет о жестком планировании в данной сфере”.


Между тем Эркин Долонбаев, заместитель директора районной центральной больницы в селе Кербен, на “круглом столе”, проведенном сотрудниками IWPR, утверждает, что и сейчас планы существуют, и каждое отделение больницы должно сдавать определенное количество крови, чтобы использовать ее в экстренных случаях. “Это необходимо, чтобы спасать людей, жизнь которых находится в опасности, — говорит Эркин Долонбаев.


По его словам, очень много больных поступает с тяжелыми травмами, у многих рожениц наблюдается острая анемия, всем им приходится делать переливание крови. Для этого и нужны донорские запасы крови.


Эркин Долонбаев не скрывает, что в кербенской больнице принуждают родственников больных или самих пациентов при выписке сдавать кровь.


“Но мы не заставляем всех пациентов поголовно делать это. Из 10 тысяч больных только 531 человек должен сдать кровь в качестве донора. Мы вынуждены идти на некоторое принуждение, потому что добровольно никто не хочет сдавать кровь”, — отмечает заместитель директора райбольницы.


Однако пациенты, которые уже выписались из больницы, утверждают, что их всех принуждали к сдаче крови.


“Можно, конечно, кровь не сдавать, а просто договориться с врачом и заплатить деньги за справку, подтверждающую сдачу крови. При этом, естественно, никаких квитанций о взимании денег не выдают”, — рассказывает Дария Абдырайимова, волонтер кербенского общественного объединения Право и люди”.


Эльнура Бегалиева, жительница Кербена, возмущается: “Я после родов и так себя плохо чувствовала. Врачи поставили диагноз — малокровие. Когда пришло время выписываться из больницы, я не смогла получить одежду и больничный лист, чтобы потом предъявить его на работе. Оказывается, нужно было обязательно сдать 200 граммов крови”.


По словам Эльнуры, ее пожилой матери пришлось побегать за врачами и заплатить им деньги за справку о том, что кровь якобы сдана.


Как рассказали контрибьютору IWPR бывшие пациенты кербенской больницы, к ним в палату задолго до окончания лечения постоянно наведывалась медсестра, которая говорила им, что нужно сдать кровь, иначе их не выпишут из больницы.


Анара Темирова, жительница села Каражыгач, поведала контрибьюторам IWPR, как она вынуждена была сбежать из больницы за день до выписки, узнав о том, что надо либо обязательно сдать кровь, либо заплатить деньги, которых у нее не было.


Жители села Кербен особенно возмущаются тем, что сдавать кровь заставляют не только родственников больных, но и тех, кто лечился и только-только поправил свое здоровье.


“Это является грубым нарушением со стороны медиков, — заявил директор Республиканского центра крови. — Я сам буду связываться с руководством аксыйской больницы и постараюсь разобраться в этой ситуации”.