Каждый десятый гражданин – нищий, каждый третий – бедный

Эти люди в Казахстане бросаются в глаза только в двух случаях: когда стоят у магазинов с протянутой рукой и когда оказываются в очереди перед тобой…

Мы – нищие, только не знаем об этом


Эти люди в Казахстане бросаются в глаза только в двух случаях: когда стоят у магазинов с протянутой рукой и когда оказываются в очереди перед тобой. В первом случае явно видно, что человек, просящий подаяние, вовсе не алкоголик и не опустившаяся личность, а наш соотечественник, которому до пенсии, либо какого-нибудь пособия осталось дней десять, а гибнуть от голода или сесть в тюрьму владелец протянутой ладошки не желает. Пенсионеры и малоимущие годами балансируют на самом нижнем пределе человеческих возможностей – они живут на минимальный прожиточный минимум, но как они это делают – знают немногие. Если бы разговор шёл о десятке человек – можно было бы им помочь, но сегодня в их число входит каждый третий казахстанец.


В нашей стране, согласно официальной статистики, каждый десятый гражданин – нищий, каждый третий – бедный, сама эта проблема стала столь серьёзной, что принята Государственная программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, по которой в 2005 году количество бедняков сократится на 30,3 процента. И первые шаги сделаны. Но какие!


Чтоб ты жил на прожиточный минимум!


Справка № 1. Если вы живёте меньше, чем на 1 доллар в день, то вы – нищий, то есть, имея месячный доход в 30 баксов на человека в семье, считаются нищими все члены семьи.


Справка № 2. По данным Всемирного банка, прожиточный минимум составляет 4 доллара в день или 120 долларов в месяц. В Казахстане прожиточный минимум на протяжении 5 лет определяется по методике, утверждённой бывшим министром соцзащиты Натальей Коржовой (дай ей Бог здоровья)…


В тенге прожиточный минимум будто бы увеличился, но это не так. В 1998 году он составлял 47,3 доллара, а сейчас: 4900: 153 = 32 бакса. При нехитрых подсчётах становится ясно, что он уменьшился в 1,48 раза, за это же время цены на продукты и товары первой необходимости значительно продвинулись.


Справка № 3. Средняя пенсия казахстанского пенсионера составляет 37 долларов. В переводе в тенге она составляет 5600 тенге, что, собственно, не намного больше, чем прожиточный минимум.


Статистическая диета


Итак, чем же питаются наши пенсионеры?


Мнение пенсионера:


— Пенсия у меня неплохая – 4400 тенге и дают её, слава Богу, аккуратно, но в последнее время опять с задержкой.


Не хватает денег, конечно, а что делать? В первый же день плачу коммунальные услуги и покупаю продукты по своему списку: 2 кг макарон, 2 кг гречки, 1 кг пшена и 1 кг риса, беру подсолнечное масло на базаре, 1 кг окорочков и кило сахара. Хлеб, овощи покупаю уже через день, чтоб посвежее были.


Когда-никогда захочется мяса – беру с полкило подешевле, варю настоящий суп. Мука, соль – это уже не каждый раз покупается, а как закончится. Приходится на чёрный день сколько-то откладывать: то занеможется – лекарство пропишут, то чего внеплановое купить надо – лампочка перегорит или ещё что… Льгот никаких нет…


Исповедь пенсионерки:


— Я получаю пенсию 5179 тенге в месяц, но последние годы не живу, а существую. Во-первых, почти 3000 тенге составляет оплата коммунальных услуг, хотя некоторые могут упрекнуть меня за то, что живу я одна в 2-комнатной квартире. Во-вторых, около 2000 тенге ежемесячно уходит у меня на покупку лекарств: сахарный диабет, повышенное давление и т.д., здоровье-то всё на работу ушло… На что живу? Младшая дочь возмещает мне покупку лекарств, вот на эти деньги и живу. Одежду не покупаю – не на что, самое новое пальто сшито ещё при советской власти, телевизор и холодильник – старенькие, не дай Бог сломаются… Покупаю мотолыжку весом на 2-3 кг, там же прошу разрубить на 3 части, дома с этих “запчастей” снимаю мясо (если это можно так назвать), перекручиваю его на мясорубке. У меня получается тройной набор для бульона – супы, борщи и прочее и немного фарша для макарон “по-флотски”. Покупаю 2-3 окорочка, немного круп и макароны. Растительного масла уходит в месяц 3-4 бутылки, хлеба я ем немного, сахар мне противопоказан. Вот и вся пенсия…


Гм, что-то не сходятся продуктовые списки пенсионеров, мною опрошенных, с теми, что получены в Управлении статистики. Как ни крути, ну никак не сходятся. Дважды пересчитывала среднестатистические затраты на продукты – всё рупь в рупь, но никак не могу выяснить и уяснить, почему это наши граждане не покупают говядины на 1304 тенге, а покупают какие-то кости, прикрытые шкурой?


Если куриные окорочка пользуются таким спросом у малообеспеченного населения, почему их не включают в списки, гречневая крупа тоже выпала из поля зрения статистиков, хотя стоимость её такая же, что и у риса, зато она разнообразит меню. А пока меню состоит из картошки, риса, макарон, да и то в столь ограниченном количестве, что поневоле задумаешься: чистить ли картошку – ведь за кожуру тоже плачено…


А к чему, собственно, все эти сложности? Не легче ли было взять 125 блокадных грамм хлеба, умножить их на 30 дней и сразу же определить порог прожиточного минимума – ведь жили же люди в блокаду? И сразу станет ясно: по сравнению с ленинградцами, наши просто погрязли в роскоши – и масло, и мясо, и молоко и многое-многое другое – за один день и съесть-то трудно! Да и вообще, вы же сами знаете: мясо есть вредно – от него стареют, у любой бабушки, у любого дедушки спросите, у очень стареньких – они хоть раз в жизни мясо ели, поэтому-то такие старенькие. А кто мяса не ел, тот до старости не дожил. А масло? От него ведь весь холестерин, поэтому его в списке мало, а вот красная икра – так она вся из одного холестерина состоит, поэтому её и в списках нет, потому что вредная; на Дальнем Востоке об этом просто не знают, ложками икру жрут и – ничего, никак учёные не могут найти этого самого холестерина в их крови.


А чай – наш национальный напиток? Ведь он, по сути дела, тот же наркотик, только очень слабый и привыкание к нему – чревато, если больше, чем на 1 тенге в день… Именно такой расчёт вышел по таблице. Чем хорош чай? Да тем, что одним граммом можно заварить и 200 граммов кипятка и литр и десять литров – всё одно – чай получится, кофе не выйдет… А вам что, десяти литров чая в день мало? Чего ж тогда дважды тратиться – и на воду, и на заварку?


Рыбные дни, такие популярные ещё лет 20 назад, широко представлены в списке одной графой “рыба свежая”, на которую выделено целых 46 тенге в месяц. Будучи любительницей жареной рыбы, я сразу оценила милость нашей страны по отношению к бедным: именно столько стоит один маленький кусочек на наших рынках, которого после чистки и потрошения разделить, правда, с трудом, можно только на 2 части: хвост и голову. Зато, сэкономив один месяц на рыбе и добавив толику от другого, вы можете купить себе на рынке удочку за 50 тенге и добывать рыбу самостоятельно. Но здесь тоже важно знать меру: китайские учёные выяснили, что от чрезмерного употребления рыбы может возникнуть бесплодие, хотя систематическое недоедание может привести к ещё более опасной болезни – смерти.


Так что, как говорится, возможны варианты. И неудивительно, что у нас процветают кражи в садах и огородах: морковь можно купить, а можно – украсть, ведь ее-то, по статистике, всего пару килограммов и нужно, капусту – и того менее, зато домохозяйки хорошо знают, как она уплетается…


А где, спросите вы, казы, чужук, колбасы, и сыр “Рокфор”, хотя бы в молекулярном исчислении? Поверьте, дорогие читатели, что всё это – лишнее, оно ведёт либо к ожирению, либо к запорам, да и не такое уж оно вкусное, как вы думаете, а сыр – так он и вообще – с плесенью…


Непродовольственная нищета


Ну ладно, имея на руках 4900 тенге – стоимость продуктовой корзины, — вы безо всякого труда потратили 3430 тенге на продукты питания на человека в месяц, сложили все покупки в пакет и поплелись домой устраивать роскошный ужин из двух блюд – голода и аппетита. Но ведь 1470 тенге ещё рвут карман, хочется того-этого, но вы вспоминаете вдруг, что на кухне перегорела лампочка, на левой ноге большой палец из носка выглядывает, что вчера понадобился анальгин, стирального порошка обязательно купить надо, носовой платок с кошельком ещё позавчера вытащили… Да мало ли чего ещё – у бедного ведь везде одни промахи, ему даже подрабатывать некогда: он ведь всё время с нуждой борется.


Так вот, графа “Непродовольственные товары и платные услуги” вообще вызывает одни вопросы, но не даёт ни малейшего намёка на решение этой важной задачи, поскольку одна только медицина изымает из семейного бюджета средств больше, чем это представляется работникам статуправления: методики составлялись до 1998 года, когда многое было бесплатным.


Похоже, обувь, одежда, посуда, холодильники и телевизоры перешли в тот же разряд, что и сёмга, икра паюсная и виски “G and G”, предметы личной гигиены стали рассчитываться на длительные сроки разглядывания издали. Зато возросло число не заказанных услуг, требующих то оплаты, а то и предоплаты: сборы на кодовый замок, замена паспортов и удостоверений, оплата лифта и лампочки в подъезде, гарантийный взнос за потребление газа и многое-многое другое, но денег на всё уже не хватает, хронически не хватает: донашивается одежда и обувь, ломается бытовая техника, выходят из строя коммуникации: ржавеют и лопаются трубы, летят задвижки, горят движки, ветшают подъезды, квартиры…


Где же брать деньги на все эти бесконечные ремонты, замены, подкраски?


Возвертай-ка, родимую, взад!


Всем известно, что везде и всюду декларируется тезис о том, что бюджет 2003 года — это бюджет социально ориентированный. Вот, мол, у нас повышена пенсия, повышены госпособия, увеличена сумма выплаты минимального расчётного показателя. Страна вроде бы добилась увеличения внутреннего валового продукта, рост экономических показателей очень высок, бюджет перевыполнен и т.д. И, наконец, что государство стало больше заботиться о малоимущих. Родной парламент позаботился и о пенсионерах, принимая бюджет на 2003 год. И, казалось бы, теперь пенсионер просто обязан жить лучше. Ан нет. Арифметика не бьёт. И нынешние старики, ушедшие на заслуженный отдых, – это не послереволюционные дедульки с бабульками, не прошедшие даже ликбез. Современные ветераны труда хорошо умеют считать, особенно мужчины (до 63 лет чему только ни выучишься). Им и слово.


***


Открытое письмо


Депутатам областного маслихата


Серику Сарбаеву, Серику Абильжанову,


Каирбеку Тохтарову


Уважаемые депутаты, избранники народа!


О вас, троих депутатах, в народе бытует мнение о том, что вы в нынешнем депутатском корпусе являетесь принципиальными людьми, которые могут сказать правду с любой трибуны, и действительно радеете за интересы рядовых граждан, поэтому к вам и обращаюсь.


Всем известно, что везде и всюду декларируется тезис о том, что бюджет 2003 года — это бюджет социально ориентированный. Вот, мол, у нас повышена пенсия, повышены госпособия, увеличена сумма выплаты минимального расчётного показателя. Страна вроде бы добилась увеличения внутреннего валового продукта, рост экономических показателей очень высок, бюджет перевыполнен и т.д. И, наконец, что государство стало больше заботиться о малоимущих.


Такие данные должны были сказаться на благосостоянии простых людей.


Но не тут-то было. Я лично раньше думал, что если повышается пенсия, повышается зарплата бюджетников, то эту сумму повышения стараются быстро присвоить коммерсанты, монополисты и бизнесмены путём немедленного повышения цен на товары народного потребления и услуги, и свести на нет все старания правительства об улучшении благосостояния народа. К сожалению, в этом году, наряду с новоявленными капиталистами, к этому приложило руку и само государство, и непосредственно вы, господа наши избранники.


Судите сами. Пенсионер, получающий в прошлом году 5500 тенге, платил по принятому вами решению в течение последних двух лет 20% от суммы всех видов коммунальных услуг, а остальные траты компенсировал местный бюджет. (Разговор идёт о малоимущих, к коим относятся пенсионеры, бюджетники (рядовые) и безработные), т.е. от средних 5500 тенге малоимущий платил 1100 тенге (20%), и у него оставалось 4400 тенге (5500-1100). А в этом году вы подняли планку выплачиваемой части комуслуг для малообеспеченных с 20% до 30%. И вот что получилось. Пенсию 5500 тенге подняли на 12% и она составила 6160 тенге (5500х12%). Из этой суммы выплачиваемая часть монополистам-коммунальщикам составила 1848 тенге (6160х30%). У пенсионера теперь остаётся 4312 т. (6160-1848 т.), или меньше, чем до повышения пенсий на 12% (на сумму почти 100 тенге).


Вот хотел бы задать вам вопрос: \»Ответьте, пожалуйста, только без знакомых ссылок на то, что в бюджете денег мало, вроде это вынужденный шаг и т.д. и т.п. — на прямой вопрос — \»Вы тоже голосовали за поднятие с 20 до 30% — оплачиваемую часть комуслуг для малоимущих\» — наравне с остальными \»депутатами\» от народа?\» Или это делается специально местными чиновниками (ведь в маслихат вопросы-предложения вносят они) для подрыва авторитета Президента, Правительства или по согласованности с ними?


Если так, то возвращайте всё назад, как было. Не надо нам никаких повышений, от которых мы из нищих превращаемся в ещё более нищих…


От имени группы ваших избирателей


Сакен Шаки


г.Актобе


***


Уверена, что не только актюбинцев волнует проблема: одной рукой даю, а другой забираю. И отговорки сверху типа мы всё сделали, как надо, а вот на местах… Не верится, ох, как не верится, что голова не знает, куда идут ноги. Или это голова такая?