Говорить о смене лидера преждевременно

Мнение по поводу одной версии

Можно было бы согласиться со всеми утверждениями автора, если бы не несколько “но”. Объективно смена лидера в республике исторически неизбежна, и это понимает как сам глава государства, так и лица в его окружении. Другое дело, как и кем будет заменен президент? На протяжении ряда лет наблюдатели говорят о возможном повторении российского сценария 1999 года. Однако в настоящий момент вряд ли это может случиться. В первую очередь, из-за складывающейся геополитической ситуации. Упования отдельных казахстанских политиков на то, что после Саддама Хусейна США примутся за Нурсултана Назарбаева, не заслуживают серьезного внимания потому, что сейчас Дж. Бушу невыгодно менять коней на переправе. Иными словами, ему пока не до смены лидера в Казахстане и других центрально-азиатских республиках. К тому же, казахстанский президент вполне прогнозируем и просчитываем, а поэтому менять его на другого человека, который может пойти на резкое сближение с Россией, очевидно, будет недальновидно со стороны администрации Вашингтона. Нельзя не принимать во внимание, что США пока не могут назвать имя человека, который смог бы заменить Нурсултана Назарбаева. Вряд ли им станет бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин. Находящаяся вверху казахстанская политическая элита не согласится с подобным назначением; и с этим обстоятельством в США не могут не считаться по многим причинам.


Во-вторых, появление ДВК ускорило разногласия между бизнес-элитой и старой партийной номенклатурой, управлявшей страной. За прошедшее время, после появления ДВК осенью 2001 года, все группировки вынуждены были пойти на некий альянс для сохранения существующего положения. Но после того как ставшие лидерами радикальной оппозиции Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов были судимы и отправлены в места лишения свободы, обострение внутри верхушки правящей элиты вышло на новый уровень. Скорее всего, основываясь на информации об этом, автор публикации и делает свои выводы о скором повторении в Казахстане российского варианта передачи власти. Думается, сегодня данный вариант не актуален, ибо преждевременен. Устранение Нурсултана Назарбаева не нужно сейчас и Владимиру Путину, который в декабре начинает предвыборную кампанию. Поддержка имеющего достаточно высокий авторитет, как в СНГ, так и на международной арене Назарбаева необходима Владимиру Путину для проведения выборов. А вот после выборов ситуация может измениться. И тогда может встать вопрос об уходе Нурсултана Абишевича на покой. Правда, скорее всего, покоя не будет, а Нурсултан Назарбаев будет руководить каким-нибудь надгосударственным образованием в рамках либо ЕврАзЭС, либо “единого экономического пространства”.


Можно согласиться с автором публикации, что в выборе преемника для действующего президента правящая элита будет сверять часы по Кремлю, а вовсе не с Белым домом. И здесь шансы Алтынбека Сарсенбаева выглядят предпочтительнее. Он – выпускник факультета журналистики МГУ, сейчас является Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в России. Кроме этого, к числу безусловных достоинств Алтынбека Сарсенбаева относится то, что, во многом благодаря ему, в Казахстане выходили и выходят такие газеты, как “Дат”, “СолДат”, “Республика”, “XXI век”, “Ассанди”. Будучи сам журналистом, бывший министр информации понимал, что без плюрализма и свободы слова говорить о Казахстане, как о демократической стране невозможно. В этом отношения шансы г-на Тасмагамбетова стать преемником действующего главы государства кажутся призрачными. Про Алтынбека Сарсенбаева нельзя сказать, что он задушил СМИ в республике, хотя гонения на независимые газеты и телекомпании были и при нем. Однако именно г-н Тасмагамбетов руководил тендером на телерадиочастоты в 1997 году. Именно он является одним из инициаторов оптимизации здравоохранения, культуры, образования, в результате чего в республике закрылись десятки врачебных амбулаторий, сельских клубов, библиотек. К созданию пресловутого ФОМС нынешний премьер-министр также приложил свою руку. Увы, урон от всех новаций г-на Тасмагамбетова в области культуры, социальной сферы пока еще не подсчитан, но, вероятно, он исчисляется сотнями тысяч тенге, а может, и миллионами.


Видимо, все, о чем говорит Ерлан Сагындыков, имеет право на жизнь. Но пока все варианты передачи власти в Казахстане преждевременны. Повторение российского сценария возможно, наверное, весной следующего года, но не сейчас. Достаточно вспомнить нынешние выборы президента в Армении. Вряд ли бы Роберт Кочарян остался на второй срок президентом, если бы не поддержка Москвы. А Владимиру Путину пока не нужен другой лидер в Казахстане.