Кыргызстан пытается защититься от узбекских мин

В связи с тем, что двусторонние переговоры по разминированию кыргызско-узбекской границы длятся уже долгое время и не приносят результатов, а угроза подрывов на минах сохраняется, в приграничных районах Кыргызстана, при поддержке Международного Красного Креста, активизировали свою работу по защите населения от мин местные волонтеры.


Волонтеры Национального общества Красного Полумесяца Кыргызстана собираются устанавливать на территории Баткенской области, граничащей с Узбекистаном, специальные щиты с предупреждением о минной опасности. Как сообщила глава этой общественной организации Раиса Ибраимова, они решились на такой шаг из-за непрекращающихся случаев подрыва местных жителей на минах, которые установлены вдоль границы с Узбекистаном.


“Мы не можем оставаться сторонними наблюдателями того, как мирное население страдает от многочисленных взрывов мин”, — подчеркнула Ибраимова во время беседы с контрибьютором IWPR. По словам Ибраимовой, ей и ее коллегам удалось убедить Международный комитет Красного Креста в необходимости оказать помощь людям, проживающим в тех районах Баткенской области, где постоянно сохраняется минная угроза.


Следует отметить, что Узбекистан решил заминировать свои границы с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном в 1999-2000 годах, чтобы обезопасить себя от вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Тогда ИДУ представляло серьезную опасность для Кыргызстана и Узбекистана. Боевики этого радикального исламского движения дважды вторгались на территорию Баткенской области.


Официальный Ташкент подчеркивал, что противопехотные мины установлены против боевиков. Однако, как утверждают руководители Баткенской области, за эти годы не было ни одного случая, чтобы на минах подорвался боевик ИДУ.


Кыргызстанские волонтеры активизировали свою деятельность по защите мирного населения от мин после очередного взрыва, который произошел в Баткенской области 23 февраля 2003 года. Житель села Чонкара Саттар Шамшиев погиб, подорвавшись на мине вблизи границы с Узбекистаном. Трагедия произошла в то время, когда Шамшиев вместе со своим сыном, чудом уцелевшим, пас домашний скот.


Как сказал в беседе с контрибьютором IWPR заместитель губернатора Баткенской области Абдумажит Абдукаримов, у погибшего остались сиротами пятеро детей.


Глава Управления по странам СНГ Министерства иностранных дел Кыргызстана Эркин Мамкулов утверждает, что мина была установлена узбекскими пограничниками на одном из спорных участков. По его словам, в 2001 году примерно на этом же месте от взрыва мины погиб другой баткенский пастух — Улугбек Толобаев.


Согласно официальной информации, за последние три с лишним года – со времени установления Узбекистаном мин на границе с Кыргызстаном — это уже 13 случай подрыва в Баткенской области. Ранее погибли двое местных жителей, еще три баткенца получили увечья, один из которых стал инвалидом. На минах погибло также несколько десятков голов домашнего скота.


Администрация Баткенской области предъявила счет Узбекистану за материальный ущерб в размере более 6 миллионов кыргызских сомов (примерно 130 тысяч долларов США), но, как утверждают представители местной администрации, никакого ответа со стороны соседей пока не последовало.


Один из активистов движения по информированию населения о минной угрозе в Баткене Кыялбек Сабитов поведал контрибьютору IWPR о том, что терпение баткенцев на исходе. С наступлением весенних дней риск подрыва на минах заметно возрос, и люди стали бояться выходить на поля обрабатывать землю или выпасать скот.


“Крестьяне не спускают глаз с детворы, следят за каждым шагом детей, чтобы те не убежали далеко от дома, — подчеркивает волонтер Сабитов. – При каждой встрече с нами баткенцы спрашивают: “До каких пор мы будем погибать от мин? Почему Бишкек и Ташкент не могут договориться и не разминируют территории?””


Депутат кыргызского парламента Зайнидин Курманов считает, что сейчас нет необходимости в сохранении мин на границе, и поэтому следует немедленно начать разминирование. “Всем известно, что антитеррористическая коалиция уничтожила основные силы “Талибана” и ИДУ в Афганистане, и теперь весь Центрально-Азиатский регион почувствовал себя в безопасности”, — подчеркнул Курманов.


Между тем министр иностранных дел Кыргызстана Аскар Айтматов отмечает, что Узбекистан пока еще не заявил о своей полной готовности к переговорам по разминированию приграничных территорий.


“Переговоры по разминированию идут очень трудно, — сказал он. — Но ни в коем случае не следует из братского Узбекистана создавать образ врага”.


В своем интервью контрибьютору IWPR Аскар Айтматов подчеркнул, что от взрыва мин погибают не только простые граждане Кыргызстана и Таджикистана, но и узбекистанские военнослужащие.


По факту подрыва людей и домашних животных на минах, установленных соседями, МИД Кыргызстана неоднократно обращался к официальным органам Узбекистана с нотой протеста. “Однако ни одного ответа мы так и не получили”, — с сожалением констатирует министр Айтматов.


Минная проблема уже стала предметом обсуждения между премьер-министрами двух стран. Кыргызский премьер Николай Танаев в конце января обратился к своему узбекскому коллеге Уткиру Султанову с просьбой предоставить карты, на которых указаны минные поля. Как сообщили в пресс-службе кыргызского премьера, узбекский премьер Султанов пообещал Танаеву оказать содействие в решении этого вопроса.


Следует подчеркнуть, что военнослужащие Кыргызстана еще в прошлом году предпринимали попытки в одностороннем порядке разминировать отдельные участки вдоль границы с Узбекистаном. Это подтвердил специалист по разминированию Пограничной службы Кыргызстана Владимир Бухов.


“Однако мы не смогли начать разминирование, так как нам неизвестно, где проходит линия границы между Кыргызстаном и Узбекистаном”, — отметил Бухов во время беседы с контрибьютором IWPR.


Представитель главного штаба Министерства обороны Кыргызстана Таирбек Мадымаров подтвердил, что в 2002 году кыргызстанские военнослужащие начали работу по разминированию приграничных участков, но вынуждены были ее прекратить из-за протестов узбекистанских пограничников.


“Пограничники соседнего государства нам заявили, что если мы очистим участки от мин, они их установят заново, поскольку, на их взгляд, еще неизвестно, кому принадлежат эти участки”, — отметил в интервью контрибьютору IWPR Мадымаров.


Между тем сотрудники и волонтеры Национального общества Красного Полумесяца Кыргызстана уже совершили поездку по приграничным селам Баткенской области и собрали у местного населения информацию о предполагаемых минных участках на территории этой области. Они намереваются распространять плакаты и буклеты, а также устанавливать повсюду щиты с предупреждением о минной опасности.


Координатор общества Красного Полумесяца Назира Баратбаева уверена, что количество несчастных случаев, связанных с подрывом на минах, могло быть меньше, если бы заминированные участки были обозначены и если бы осуществлялась программа по ознакомлению населения с минной опасностью.


Делегат Международного комитета Красного Креста Ребекка Томсон, побывавшая на днях в Бишкеке, отметила: “Разминирование — это весьма длительный процесс. И поэтому, пока противопехотные мины находятся в земле и от них исходит угроза для гражданского населения, мы будем продолжать работу по информированию населения об этой угрозе”.


Как стало известно, в эти дни в Ташкенте завершается очередной раунд переговоров между правительственными делегациями Кыргызстана и Узбекистана о делимитации границы. Один из членов кыргызской делегации, который предпочел остаться неназванным, сообщил контрибьютору IWPR, что переговоры по-прежнему продвигаются очень медленно и тяжело.


“Наиболее сложным остается вопрос о делимитации кыргызско-узбекской границы именно на баткенском участке”, — подчеркнул чиновник.


В то же время узбекистанские чиновники настороженно относятся к вопросу о кыргызско-узбекских пограничных проблемах. Так, помощник председателя Комитета по охране государственной границы Республики Узбекистан Зафар Азизов не стал комментировать положение на узбекско-кыргызской границе, сославшись на отсутствие своего руководства. Кроме того, по его словам, подобную информацию Комитет может давать только с разрешения Совета безопасности.


Однако в Совете безопасности контрибьютору IWPR тоже ничего не удалось узнать. Помощник секретаря Совбеза Азиз Кариев порекомендовал обратиться в МИД Узбекистана, где лаконичный комментарий удалось получить только у пресс-секретаря Кадыржона Юсупова. “Всю информацию, связанную с делимитацией узбекско-кыргызской границы, мы сообщим после переговоров”, — сказал он, но срока окончания переговоров не назвал.