Грозит ли Казахстану “туркменская политическая модель”?

Более половины респондентов, следящих за общественно-политической жизнью Туркмении, отрицательно относятся к политике, проводимой Туркменбаши

Наверняка самой одиозной политической фигурой Центральноазиатского региона является президент Туркмении Сапармурад Ниязов. Поскольку Казахстан – один из ближайших соседей Туркмении, было бы странным, если бы казахстанцы совершенно не интересовались тем, что творится на территории этого государства. Согласно данным опроса общественного мнения, каждый пятый алматинец внимательно следит за тем, что происходит в Туркмении:


\"\"


Тем респондентам, кто знает о том, что творится в соседнем государстве (46%), был задан вопрос, как они расценивают происходящее в Туркмении. Более половины респондентов подчеркнули свое негативное отношение к политике Туркменбаши:

























Как вы относитесь к политике, проводимой Туркменбаши?


(%)


Отрицательно, это отдает маразмом


35,5


Безразлично, это внутреннее дело соседнего государства


26,1


Отрицательно, это движение назад, к феодализму


15,9


Положительно, это возможность для страны выйти из кризиса


5,8


Положительно, этот режим исторически обоснован


3,6


Затруднились ответить


13,0


Как ни странно, наиболее высокая доля тех, кто считает, что политика С. Ниязова выведет страну из кризиса, именно среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет: 10,8% респондентов этой возрастной группы придерживаются такого мнения. Для сравнения: 77,2% респондентов в возрасте от 50 до 59 лет заявили о своем отрицательном отношении к политике Туркменбаши. В распределении ответов по межэтническому признаку нет существенных различий.


Большинство респондентов отвергли возможность повторения “туркменского сценария” развития внутренней политики в Казахстане:


\"\"


В то же время 20,2% респондентов не исключают, что казахстанское руководство может пойти по стопам Туркменбаши. Наиболее высоки доли тех, кто разделяет эту точку зрения, среди 30-40-летних людей и среди лиц старше 60 лет. Женщины не так уверены в том, что Казахстан не повторит путь Туркмении, как мужчины: 24,6% и 15,9% соответственно.


В телефонном опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Выборка квотная, репрезентирующая половозрастной и этнический состав населения города. Отбор респондентов производился случайным образом на основе базы номеров телефонов всех алматинских АТС.


Доверительный интервал составляет 5,66% при вероятности 95%. Это означает, что в случае проведения другого опроса с аналогичными параметрами отклонение от полученных данных с вероятностью 95% не превысит 5,66%.