Нужна ли Казахстану тюремная реформа?

Почти половина алматинцев считают, что альтернативой тюремному заключению может быть принудительный труд

В феврале 2003 года Казахстан посетила генеральный секретарь международной неправительственной организации “Penal Reform International (PRI)” (Международная тюремная реформа) — член палаты лордов Великобритании баронесса Вивиен Стерн. Одним из основных вопросов, на которые обращала внимание г-жа Стерн, стала реформа тюремного заключения в РК. Особое внимание было уделено альтернативам тюремному заключению, о необходимости введения которых говорят уже достаточно давно. Согласно данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” 5-6 февраля 2003 года, более половины алматинцев ответили, что альтернативные формы наказания необходимы:


\"\"


Наименее терпима к лицам, совершившим преступление, молодежь в возрасте от 16 до 29 лет: среди этой возрастной группы самая низкая доля тех, кто заявил о необходимости введения альтернативных форм наказания – 54,7%, в то время как среди лиц в возрасте от 50 до 59 лет доля таких респондентов составляет 70,3%.


В качестве альтернативных форм наказания за преступления, около половины алматинцев назвали принудительный труд:































Какими, на Ваш взгляд, могут быть альтернативные формы наказания?


(%)


Принудительный труд


48,9


Крупный денежный штраф


27,1


Освобождение под залог крупной денежной суммы


23,4


Выселение за пределы массового проживания людей


20,7


Это зависит от тяжести преступления


2,1


Принудительное лечение


0,5


Общественный суд, суд Линча


0,5


Затруднились ответить


8,0


Примечание: Вопрос открытый, респонденты имели право называть несколько вариантов


По статистике около 60% всех лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, являются хроническими наркоманами. В обществе все активнее обсуждается вопрос о том, что наркоманы – это просто больные люди, не ответственные за преступления, которые они совершили в период ломки или находясь под воздействием наркотических веществ. Возможно, именно таким отношением к наркоманам объясняется то, что большинство алматинцев полагают, что наркоманов не стоит отправлять в зоны за совершенные преступления:


\"\"


Ж

енщины более сострадательны, нежели мужчины: если доля мужчин, считающих, что наркоманы должны непременно отбывать тюремное заключение равна 19,7%, то среди женщин этот показатель несколько ниже – 16,0%. Еще одна интересная деталь: чем выше возраст респондента, тем более критичен он по отношению к наркоманам-преступникам; наиболее лояльны к ним молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет: среди лиц этой возрастной группы 75,8% выступают за то, что наркоманов, совершивших преступления, надо лечить, а не сажать в тюрьмы.


В СМИ прошла информация о том, что, возможно, с 2003 года ВИЧ-инфицированные заключенные будут содержаться вместе с обычными заключенными. Эти слухи породили протест сотрудников исправительных колоний, поскольку заразить человека СПИДом не так уж и сложно, а гарантии, что ВИЧ-инфицированные зэки так не станут поступать, никто дать не может. В этом свете неудивительно, что большинство алматинцев выступают за то, чтобы ВИЧ-инфицированные заключенные содержались отдельно:


\"\"


В этом вопросе молодежь оказалась более категорична, нежели представители старшего поколения: 77,9% респондентов в возрасте от 16 до 29 лет высказались, что ВИЧ-инфицированных заключенных необходимо изолировать, в то время как среди лиц в возрасте от 60 лет и старше, доля респондентов с аналогичным мнением составляет 59,1%. Возможно, такое распределение ответов объясняется тем, что молодежь более информирована о СПИДе и способах его передачи. К тому же социальная реклама, направленная на борьбу со СПИДом, ориентирована, в первую очередь, на молодежь, что и привело к нетерпимому отношению молодых людей к “чуме ХХ века”.


Что же касается необходимости проведения тюремной реформы в Казахстане, то более половины алматинцев высказались за это предложение:


\"\"


Как видно из приведенных данных, 51,6% алматинцев полагают, что тюремная реформа необходима; в то же время достаточно высока доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения – 28,3%. Практически каждый пятый затруднился ответить на этот вопрос.


К слову: Казахстан занимает третье место в мире (учитывая численность населения) по количеству исправительных учреждений после США и России.


В телефонном опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Выборка квотная, репрезентирующая половозрастной и этнический состав населения города. Отбор респондентов производился случайным образом на основе базы номеров телефонов всех алматинских АТС.


Доверительный интервал составляет 5,66% при вероятности 95%. Это означает, что в случае проведения другого опроса с аналогичными параметрами отклонение от полученных данных с вероятностью 95% не превысит 5,66%.