Один из главнейших политических спектаклей года на днях был отыгран. 4 апреля из уст Ерасыла Абылкасымова прозвучали официальные цифры – 7 из 11 партий успешно прошли перерегистрацию в министерстве юстиции.
Вот список счастливчиков \»Отан\» (111 тыс. 123 человека – кто бы сомневался в таких экстра-показателях?!), Гражданская (63 тыс. 458 человек), \»Ауыл\» (61 тыс. 43 человека), \»Ак жол\» (57 тыс. 406 человек), Коммунистическая (54 тыс. 246 человек), Аграрная (52 тыс. 657 человек) и Партия патриотов (51 тыс. 188 человек). За бортом остались партии \»Алаш\», \»Соотечественник\» (бывшая \»Русская партия Казахстана\»), \»Ел дана\» (партия женщин) и партия Возрождения Казахстана. Всем им было отказано в регистрации в связи с несоответствием учредительных документов и списков членов партии действующему законодательству.
А теперь немного занимательной математики. Население Казахстана составляет более 14,8 млн. человек, при этом электорат составляет порядка 8-8,5 млн. человек, а общее число членов различных партий теперь известно – 451121 человек (сторонники незарегистрированных партий теперь не в счет – кто вообще поверит в их существование после того, как Минюст веско отказал?). Очевидно, что число зарегистрированных членов можно считать показателем политически активного населения – при нескольких условиях: вы не придираетесь к тому, что часть этих людей купили, обманули, заставили, и не делаете скидок на женщин, стариков, детей (на войне, как на войне…). Делим, множим и получаем… 3,04 процента политически активного населения страны – почти золотое сечение (3,14 – Пи)! Учтите – цифра почти официальная!
Теперь немного цитат из учебников, политических речей и исследований социологов. В России социологи говорят об активности 8 процентов населения, в Азербайджане официальные источники говорят едва ли не о трети населения страны (властям цифра льстит, политологов пугает – страна пережила столько встрясок и готова порождать их и далее), в Армении, по заверениям социологов, 59 процентов политикой интересуются, но лишь 13 участвуют. Норма из западных учебников политологии – 12-13. И самое главное – на выборы в Казахстане \»традиционно\» приходят около 65-70 процентов населения, ну а на уже позабывшиеся президентские явка идет за 90.
Какое впечатление после этого производят те самые 3,04 процента? Неужто всем вдруг стало плевать, кто и как играет в политику, и бедные партии с трудом несколько месяцев набирали нужный полтинник? А может, партии просто пока мало использовали властный ресурс беспроигрышного привлечения электората? Или власть не захотела делиться? Впрочем, зная некоторые факты добровольно-принудительного набора в партии, легко предположить, что нужные политобъединения прошли бы отметку и в 500 тысяч – было бы только так сказано… Возможно, \»трояк\» получился и оттого, что в перерегистрацию играли большей частью избранные и нужные люди, всех прочих не допустили.
Законы отечественной Фемиды совсем не то, что законы старушки-математики, и совладать с ними можно. Правда, в цифрах это не всегда красиво и логично смотрится, но… Важнее, что результат у чиновников получился, что надо. Хотя в таковом никто и не сомневался.

